Православная литература в формате WORD (.doc) и духовная музыка - О Храме и богослужении /
Основы богослужения / Божественная литургия
Основы богослужения Православной Церкви (Скачать текст книги в формате .doc можно из раздела
"Книги")
Божественная литургия
Литургия есть самое важное богослужение, во время которого совершается Святейшее
Таинство Причащения, установленное Господом нашим Иисусом Христом в Великий
Четверг вечером, накануне крестных Своих страданий. Умыв ноги Своим апостолам для
показания им примера смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил
его, преломил и дал апостолам, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы
ломимое; потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал
апостолам, говоря: пийте от нея еси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за
многия изливаемая во оставление грехов; причастив их, Господь дал заповедь всегда
совершать это Таинство: сие творите в Мое воспоминание (Мф. 26, 26-28; Лк. 22, 19; 1
Кор. 11, 24).
Апостолы совершали Святое Причащение по заповеди и примеру Иисуса Христа и
научили христиан совершать это великое и спасительное Таинство. В первое время
порядок и образ совершения Литургии передавался устно и все молитвы и священные
песнопения заучивались на память. Затем стало появляться и письменное изложение
апостольской Литургии. С течением времени Литургия пополнялась новыми молитвами,
песнопениями и священными действиями, что нарушало в разных церквах единообразие в
совершении ее. Являлась потребность объединить все существовавшие чины Литургии,
внести единообразие в их совершение. Это и было сделано в IV веке, когда прекратились
гонения на христиан и христианская Церковь получила возможность приступить к
благоустройству внутренней своей жизни (Вселенские Соборы). В это время святой
Василий Великий записал и предложил к общему употреблению составленный им чин
Литургии, а святой Иоанн Златоуст несколько сократил этот чин. В основу этого чина
была положена древнейшая Литургия святого апостола Иакова, первого епископа
Иерусалимского.
Святой Василий Великий был архиепископом Кесарии Каппадокийской (в Малой
Азии). "Великим" его называют за великие подвиги его на пользу Церкви. Он оставил
после себя много церковных писаний, много молитв и церковных правил. Скончался в 379
году.
Святой Иоанн Златоуст был архиепископом Константинопольским. Златоустом
прозвали его за особое красноречие, с которым он проповедовал Слово Божие. Он также
оставил после себя много церковных произведений. Он несколько (в молитвах, читаемых
священником тайно) сократил чин Литургии святого Василия Великого, но существенных
изменений никаких не допустил. Скончался в 407 году в ссылке.
Литургия имеет различные названия. Первое название "литургия" - греческое, означает
"общественная служба" и указывает на то, что Таинство Святого Причащения есть
умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих, - живых и умерших.
Так как Таинство Святого Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит
"благодарственная жертва", то и Литургия называется также "Евхаристией". Чаще всего
Литургию называют "обедней", так как ее положено совершать в полуденное (обеденное)
время, и Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве Святого Причащения, в Слове
Божием называются "Трапезой" и "Вечерей" Господней (1 Кор. 10, 21; 11, 20). В
апостольское время Литургия называлась еще преломлением хлеба (Деян. 2, 46). На
Литургии вспоминаются земная жизнь и учение Иисуса Христа от Рождества и до
Вознесения Его на небо и принесенные Им на землю спасительные блага.
Порядок Литургии такой: сначала приготовляется вещество для Таинства, потом
верующие приготовляются к Таинству и, наконец, совершается само Таинство и
верующие причащаются. Литургия, таким образом, разделяется на три части, называемые:
проскомидией, Литургией оглашенных и Литургией верных.
Проскомидия
Проскомидия - слово греческое и значит "принесение". Так называется первая часть
Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения
Литургии; поэтому и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорой, что
значит приношение. Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый,
пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Святого Причащения
взял квасный, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглой и состоять из двух
частей во образ двух естеств Иисуса Христа - Божественного и человеческого; на верхней
части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его - начальных букв
имени Христа Спасителя ИС ХС и греческого слова НИКА; это означает "Иисус Христос
побеждает". Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет
напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из
прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии
употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью
хлебами более пяти тысяч человек, что дало Иисусу Христу повод учить народ духовному
насыщению и нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Святого Причащения
(Ин. 6, 22- 58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по
слову апостола: Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба
(1 Кор. 10, 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу
причастников.
Совершение проскомидии
Приготовившись по церковному уставу к совершению Литургии, священник и диакон
читают пред закрытыми Царскими вратами так называемые "входные" молитвы и
облачаются в алтаре в священные одежды. Подойдя затем к жертвеннику, священник,
благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием делает
на ней трижды изображение креста, произнося: "В воспоминание Господа и Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа". Это значит: проскомидия совершается по заповеди Иисуса
Христа. Из этой просфоры священник копием вырезает середину, в форме куба, с
произнесением слов пророка Исаии: "Яко (как) овча на заколение ведеся, и яко агнец
непорочен прямо стригущего его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении его
суд его взятся; род же его кто исповесть? яко вземлется от земли живот (жизнь) его" (Ис.
53, 7-8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Ин. 1, 29) и полагается на
дискос. Затем священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с
произнесением слов: "Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на
Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение", и прободает правую сторону
Агнца копием, произнося слова евангелиста: "Един от воин копием ребра Его прободе, и
абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова, и истинно есть
свидетельство его" (Ин. 19, 34-35); сообразно с этими словами в Чашу (потир) вливается
вино, смешанное с водою. Из второй просфоры, называемой "богородичной", священник
вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца
на дискосе. - Из третьей просфоры, называемой "девятичинной", вынимается девять
частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей,
мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны (а также храмового святого,
равноапостольных Мефодия и Кирилла, вел. князя Владимира и вел. княгини Ольги и всех святых. - Ред.)
и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти частицы полагаются по левую
сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются
частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой - за умерших и
полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Наконец, вынимаются частицы из просфор,
подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие "поминания" о
здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих
просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.
В конце проскомидии священник благословляет кадило с фимиамом и, покадив
звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в
положенном порядке, покрывает дискос и потир двумя небольшими покровами и поверх
их еще одним несколько больших размеров, называемым "воздухом", кадит пред Дарами
и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех,
за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия
Божественных Таин.
Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют
символическое значение: дискос знаменует и вифлеемскую пещеру и Гроб Спасителя,
звездица - вифлеемскую звезду, покровы - пелены рождественские, пелены и плащаницу,
бывшие во гробе Спасителя, потир - ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус
Христос, приготовление Агнца - суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение
его копием - прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех
частиц в известном порядке на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой
состоят: Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божии, все верующие христиане -
живые и усопшие, а Главою ее - Сам Господь наш Спаситель. Каждение знаменует
осенение Святого Духа, благодать Которого сообщается в Таинстве Святого Причащения.
Проскомидия совершается священником на жертвеннике при закрытом алтаре
вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) часы по
Часослову.
Литургия оглашенных
Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных потому, что при
совершении ее могут присутствовать и оглашенные, т.е. готовящиеся к принятию Святого
Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.
Диакон, получив благословение от священника, выходит из алтаря на амвон против
Царских врат и громко произносит: "Благослови, владыко!", - т.е. благослови начать
службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога.
Священник в первом своем возгласе прославляет Святую Троицу: "Благословено (т.е.
достойно прославления) Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно (всегда) и
во веки веков (вечно)". Певчие поют: "Аминь!" (действительно так). Затем диакон
произносит великую ектению, в которой перечисляются разнообразные христианские
нужды и наши прошения ко Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь
призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил бы их нужды. Великая ектения
начинается напоминанием, что молиться Господу нужно "миром", т.е. примирившись со
всеми, не имея ни на кого гнева или вражды; по учению Спасителя, мы не можем
приносить Богу дары, если имеем что-нибудь против ближнего (Мф. 5, 23-24). Высшее
благо, о котором следует молиться,- это душевный мир и спасение души: "о свышнем
(небесном) мире, и спасении душ наших"; этот мир есть то спокойствие совести, то
отрадное чувство, которое мы испытываем, например, после внимательной исповеди и
достойного Причащения Святых Таин, в участливом отношении к судьбе ближнего, после
всякого доброго дела; этот мир Спаситель преподал апостолам в прощальной беседе на
Тайной вечере (Ин. 14 27). "О мире всего мира" - чтобы не было раздоров и вражды
между народами и государствами во всем мире (вселенной). "О благостоянии святых
Божиих Церквей", чтобы православные Церкви во всех государствах твердо и
непоколебимо, на основании Слова Божия и правил Вселенской Церкви, исповедовали
святую православную веру, не увлекаясь гибельными ересями и не допуская раскола, "о
соединении всех" верующих в единое стадо Христово (Ин. 10, 16). Молимся "о святем
храме сем", который составляет главную святыню прихода и должен быть предметом
особенного попечения каждого прихожанина, чтобы Господь сохранил его от пожара,
воров и других несчастий, и о тех, кто входит в него ("в онь") с искренней верой,
благоговением и страхом Божиим. Молимся о Патриархе, митрополитах, архиепископах и
епископах, потому что им принадлежит главный надзор за чистотой христианской веры и
нравственности; о властех, которые охраняют свободу православной веры и общий
законный порядок для мирной жизни всех граждан, "о граде сем (или веси - селении)", в
котором мы живем и трудимся, о "всяком граде, стране, и верою живущих в них",
молимся также по чувству христианской любви и обо всех других городах и окрестностях
(стране - стороне) его и обо всех живущих в них верующих людях, "о благорастворении
воздухов, о изобилии плодов земных, и временех мирных", молимся о хорошей,
благотворной погоде, чтобы земля дала изобилие всех плодов, необходимых для
пропитания всех жителей страны, и о времени мирном, чтобы среди граждан не было
вражды или борьбы, отвлекающей от мирного и честного труда. "О плавающих,
путешествующих, недугующих (больных), страждущих (у кого много горя и скорби на
душе), плененных и о спасении их" - все эти лица преимущественно перед всеми
нуждаются в Божественной помощи и нашей молитве. Молимся: "О избавится нам от
всякия скорби, гнева и нужды". Затем просим Господа, чтобы Он заступил и сохранил нас
не по делам нашим или заслугам нашим, которых у нас нет, а единственно по своей
милости (благодати), "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию".
В последних словах ектений, "помянувше", т.е. призвав на помощь, Божию Матерь и всех
святых, мы предаем, поручаем Христу Богу себя и друг друга, чтобы Он руководил нами
по Своей премудрой воле. Священник заканчивает великую ектению возгласом: "Яко
(потому что) подобает (приличествует, следует) Тебе всякая слава, честь и поклонение
Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков", содержащим в себе, по
образцу молитвы Господней, славословие, прославление Господа Бога.
После великой ектений поются псалмы 102-й: "Благослови, душе моя, Господа" и 145-
й: "Хвали, душе моя, Господа", разделяемые малой ектенией "паки и паки (еще, опять)
миром Господу помолимся". В означенных псалмах изображены благодеяния Божии роду
человеческому: сердце (душа) христианина должно прославлять (благословлять) Господа,
очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие
наши желания, избавляющего от нетления жизнь нашу, и не забывать всех Его
благодеяний (воздаяний); Господь щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину
вовек, творит суд обидимым, дает пищу алчущим, освобождает заключенных (решит
окованныя), любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников.
Псалмы эти называются изобразительными, а так как петь их положено на двух клиросах
попеременно, то по-гречески они называются также "антифонами". В двунадесятые
Господские праздники изобразительные псалмы (антифоны) не поются, вместо них
поются особые стихи из других псалмов, соответствующие празднуемому событию. За
каждым стихом первого праздничного антифона поется припев: "Молитвами Богородицы,
Спасе, спаси нас!" А за каждым стихом второго антифона, смотря по празднику: "Спаси
ны, Сыне Божий, рождейся от Девы" (в Рождество Христово), или: "во Иордане
крестивыйся" (в Крещение Господне), или: "Воскресый из мертвых" (в Пасху) и тому
подобное... "поющия Ти: аллилуиа!" (хвалите Бога). По окончании второго антифона
всегда поется песнь "Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый
спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии,
непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый,
един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас". В этой
песне изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы - Сыне Божием,
Иисусе Христе; Единородный (единственный по существу) Сын и Слово Божие, Христос
Бог, будучи бессмертным, сделался человеком, не переставая быть Богом ("непреложно"
- неизменно "вочеловечивыйся"), принявши человеческую плоть (тело) от Святой
Богородицы и Приснодевы Марии и, будучи распят, Он Своею смертью победил нашу
смерть - "смертию смерть поправый", один из трех Лиц Святой Троицы, прославляемый
наравне с Отцом и Святым Духом.
Далее следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Мф. 5, 3-12), в
которых указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь
смирение духа (духовную нищету), сокрушаться о своих грехах, быть кротким
(незлобивым), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть милосердным к
ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым
перенести поношение, изгнание ("ижденут") и смерть за Христа, т.е. быть исповедником
Его, за каковой подвиг ожидает великая награда ("мзда") на небесах. В великие
Господские праздники, вместо евангельских блаженств, поется несколько раз
соответствующий тропарь со стихами. При пении евангельских блаженств Царские врата
открываются для малого входа. В конце пения блаженств священник берет с престола
Святое Евангелие, передает его диакону и выходит в предшествии диакона, несущего
Святое Евангелие, северными дверями на амвон . Этот выход священнослужителей со
Святым Евангелием называется малым входом, в отличие от следующего великого входа,
и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь. Получив
благословение от священника, диакон останавливается в Царских вратах и, возвышая
Святое Евангелие, громко возглашает: "Премудрость! Прóсти!"; входит в алтарь и
полагает Святое Евангелие на престоле. Возглас "Премудрость! Прóсти!" напоминает
верующим, что они должны стоять прямо (по буквальному переводу с греческого языка
славянское слово "прóсти" значит "правильно", "прямо"), т.е. быть внимательным,
сосредоточенным в мыслях. Смотря на Святое Евангелие, как на Самого Иисуса Христа,
идущего на проповедь, верующие поют: "Приидите поклонимся и припадем ко Христу,
спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы, или во святых
дивен сый), поющия Ти: аллилуиа!" После сего поется тропарь (воскресный, или
праздничный, или святого) и другие песнопения, а священник в это время в тайной
молитве просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и славословимого
Серафимами, принять и от нас ангельскую (Трисвятую) песнь, простить грехи, освятить и
дать нам силы праведно служить Ему; конец этой молитвы "Яко свят еси, Боже наш" он
произносит вслух.
Далее поется Трисвятое (Святый Боже). В Рождество Христово, Крещение Господне,
Пасху (всю седмицу) и день Святой Троицы, а также в субботы - Лазареву и Великую
вместо Трисвятого поется "Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во
Христа облекостеся (облеклись в одежду правды). Аллилуиа", потому что в древней
Церкви оглашенные преимущественно в эти праздники принимали святое крещение. В
праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября) и в третью Неделю (воскресенье)
Великого поста, когда совершается поклонение Кресту, вместо Трисвятого поют: "Кресту
Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".
По окончании Трисвятого читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги
Деяний святых апостолов, семи Соборных апостольских посланий и четырнадцати
посланий святого апостола Павла - по особому указателю). К внимательному чтению
Апостола верующие приготовляются возгласами "Вoнмем" (будем внимать!), "Мир
всем!", "Премудрость!" и пением прокимна - особого краткого стиха (переменяемого).
Во время чтения Апостола совершается каждение в знак той благодати Святого Духа, с
которой апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также
и на возглас священника "Мир всем!" нужно отвечать простым поклоном (без крестного
знамения). Затем поется "Аллилуиа" три раза с произнесением особых стихов и читается
очередное Евангелие (также по особому указателю), предваряемое и сопровождаемое
пением радостной песни "Слава Тебе, Господи, слава Тебе!", так как для верующего
христианина не может быть более радостной вести, как благовестие (евангелие) о жизни,
учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Апостол и Евангелие должны быть выслушаны
с особенным вниманием, при наклоненной главе; хорошо делают те, кто предварительно
знакомится с этими чтениями дома. Пред началом чтения Апостола и Евангелия следует
перекреститься, а по окончании - совершить крестное знамение с поклоном, троекратно.
После Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения, в начале которой верующие
приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: "Рцем
(будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления". Далее в двух
прошениях мы сугубо (усиленно) просим Господа услышать нашу молитву и помиловать
нас: "Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся (молимся Тебе), услыши и
помилуй. Помилуй нас, Боже". Следуют сугубые прошения: о Патриархе, митрополитах,
архиепископах, епископах, правящем архиерее и всей во Христе братии нашей (обо всех
верующих христианах); о священниках, монахах, состоящих в священном сане, и обо всех
служителях Христовой Церкви; о блаженных и приснопамятных (всегда достойных
памяти) святейших патриархах православных, и о создателях святого храма, и обо всех
усопших православных отцах и братьях, здесь и повсюду погребенных. Нужно молиться
за умерших по чувству христианской любви к ним, никогда не оскудевающей, тем более
что для умерших за гробом нет покаяния, а только воздаяние, - блаженная жизнь или
вечные мучения. Христианская же молитва за них, добрые дела, совершаемые в память
их, и особенно принесение бескровной Жертвы могут умолить правосудие Божие и
облегчить мучения грешников. Еще сугубо молимся о милости (чтобы Господь
умилосердился над нами), жизни, мире, здравии, спасении, посещении (чтобы Он посетил,
не оставил Своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих, братии
святого храма сего (т.е. прихожан). В последнем прошении сугубой ектений говорится о
плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (для
храма), поющих и предстоящих в нем людях, ожидающих от Бога великие и богатые
милости. Под плодоносящими и добродеющими (делающими добро) для храма
разумеются верующие, которые приносят в храм все необходимое для богослужения
(елей, ладан, просфоры и проч.), жертвуют на нужды храма и прихода деньгами и вещами
(на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем - причта, певчих, служителей,
в пользу бедных прихожан и на другие обще при ходе кие религиозно-нравственные
нужды).
За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за
всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего,
простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и,
признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведного
Судию даровать им Царство Небесное, где все праведные упокоеваются.
Далее произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, наставил в
истинах святой веры ("открыл им Евангелие правды") и удостоил Святого Крещения
("соединить их святей... Церкви"). Во время этой ектений священник развертывает на
престоле антиминс, а ектению заканчивает возгласом: "да и тии с нами славят", т.е. чтобы
и они (оглашенные) вместе с нами (верующими) прославляли Пречестное и Великое Имя
Отца и Сына и Святого Духа. Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: "Елицы
оглашении, изыдите". Оглашенные в точном смысле существуют и теперь; все они
нуждаются в милосердии Божием, и потому мы обязаны молиться за них. Что касается
повеления оглашенным выйти из храма, то эти слова должны быть предупреждением и
нам, если даже и нет среди нас "оглашенных". Мы, крещеные, часто грешим и без
раскаяния присутствуем в храме без должного благоговения или имеем в душе вражду и
ненависть против ближнего. А потому при грозных словах "оглашеннии, изыдите" мы,
как недостойные, должны углубиться в самих себя, поразмыслить о своем недостоинстве,
простить своим личным врагам, иногда воображаемым, и просить у Господа Бога
прощения своих грехов при твердой решимости сделаться лучшими.
Словами "елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся" начинается Литургия
верных.
Литургия верных
Так называется третья часть Литургии потому, что на ней могут присутствовать только
верные, т.е. крещеные. Ее можно подразделить на: перенесение Честных Даров с
жертвенника на престол; приготовление верующих к освящению Даров; освящение
(пресуществление) Даров; приготовление верующих к Причащению; Причащение;
благодарение за Причащение и отпуст.
Перенесение Честных Даров с жертвенника на престол
После приглашения оглашенным удалиться из храма произносятся две краткие ектении
и поется Херувимская песнь:
Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь
припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех
подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа! (трижды).
(Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая Трисвятую песнь Троице, дающей
жизнь, оставим теперь заботу обо всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех,
Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!)
Тайно образующе - таинственно изображая, или таинственно представляя из себя;
Животворящей жизнь - дающей; припевающе - воспевая; отложим - оставим;
житейское попечение - заботу о житейском; яко да - чтобы; подымем - встретим,
примем, прославим; дориносима - торжественно носимого, прославляемого ("дори" -
слово греческое и значит "копье", так что "дориносима" - значит "копьеносимого"; в
древности, желая торжественно прославить царей или военачальников, сажали их на
щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты
поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на
копьях); ангельскими чинми - ангельскими чинами; аллилуиа - хвала Богу!
Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они теперь оставили всякую мысль о
житейском, представляя себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога на небе и
как бы вместе с ними поют Ему Трисвятую песнь - хвалу Богу. Пред Херувимской
песнью открываются Царские врата и диакон совершает каждение, а священник в
тайной молитве просит Господа очистить его душу и сердце от совести лукавой и силою
Святого Духа удостоить его принести Богу приготовленные Дары; затем священник с
диаконом вполголоса трижды произносят Херувимскую песнь и оба отходят к
жертвеннику для перенесения Честных Даров с жертвенника на престол. Диакон, имея
на левом плече "воздýх" (большой покров), несет на голове дискос и на плече кадило, а
священник в руках святую Чашу . Выйдя из алтаря северными дверями (пение
Херувимской песни в это время прерывается на словах "отложим попечение"), они
останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, молятся за Патриарха,
митрополитов, архиепископов, за правящего архиерея, за священство, монашество, за
создателей храма, за присутствующих православных христиан, затем возвращаются чрез
Царские врата в алтарь; Честные Дары поставляются на престол на развернутом
антиминсе и покрываются "воздухом", после чего Царские врата затворяются и
закрываются завесой; певчие же тем временем заканчивают Херувимскую песнь.
Перенесение Даров с жертвенника на престол называется великим входом и знаменует
собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную
смерть. Верующие в это время должны стоять с наклоненной головой и молить Господа
помянуть их и всех близких к ним во Царствии Его; при словах же священника "и всех вас
православных христиан да помянет Господь Бог" нужно вполголоса сказать: "И
священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во
веки веков".
Приготовление верующих к освяшению Честных Даров
После великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствию
при освящении приготовленных Даров. Оно начинается просительной ектенией
"исполним молитву нашу Господеви" о "предложенных Честных Дарех", чтобы они были
угодны Господу, о чем в то же время втайне молится священник, и чтобы Господь освятил
их Своею благодатию. Далее мы просим у Господа помощи провести весь день ("дне
всего") в совершенстве, т.е. свято, мирно и без греха, послать нам Ангела Хранителя,
верно наставляющего на путь истины и добра и охраняющего наши души и тела от
всякого зла; просим простить ("прощения") и забыть ("оставления") наши случайные
грехи и часто повторяемые прегрешения; даровать нам все доброе и полезное для души (а
не то, что услаждает наши пагубные страсти и чего мы часто желаем), и чтобы все люди
("мир") жили и трудились в мире между собой (а не во вражде и взаимно уничтожающей
борьбе), и чтобы мы провели остаток жизни нашей ("прочее время живота нашего") в
мире с ближними и со своею совестью, и в сокрушении ("покаянии") о содеянных грехах
сподобились христианской кончины, т.е. исповедавшись и приобщившись Святых Таин
Христовых. Мы просим кончины безболезненной, непостыдной, так как бывают случаи
смерти постыдной для христианина, например от пьянства, самоубийства, драки и др. Мы
просим кончины мирной, т.е. в душевном мире и примирении с ближними. И чтобы
Господь удостоил нас дать добрый, безбоязненный ответ на страшном Суде Его. Для
достойного присутствия при совершении Святого Таинства необходимы: мир душевный,
взаимная любовь и всех объединяющая истинная (православная) вера. Поэтому после
просительной ектений священник, благословляя народ, говорит: "Мир всем!" Молящиеся
выражают тут же такое же пожелание и его душе ("и духови твоему"). Затем
возглашается: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы", на что певчие поют:
"Отца и Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную". Этим
показывается, Кого следует так единомысленно исповедать (признавать). За возгласом
"Двери, двери! премудростию вонмем!" поется (или читается) Символ Веры, в котором
кратко, но исчерпывающе точно излагается наша вера во Святую Троицу и другие
главные истины Православной Церкви. При этом завеса на Царских вратах отодвигается и
"воздýх" с Честных Даров снимается. Слова "Двери, двери!" в древности напоминали
придверникам лучше смотреть за дверями храма и не впускать в него оглашенных и
неверующих; теперь этими словами напоминается верующим затворить двери своей души
для посторонних мыслей, а словами "премудростию вонмем" указывается, чтобы мы
были внимательны к премудрым истинам православной веры, изложенным в Символе
веры.
С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии.
Насколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского
правила: "Всех верных, входящих в церковь... и не пребывающих на молитве до конца,
как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного". После
Символа веры возгласом "Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем,
Святое Возношение в мире приносите" обращается внимание верующих на то, что
наступило время приносить "святое возношение", или жертву, т.е. совершать Святое
Таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. В
ответ на этот возглас поется "Милость мира, Жертву хваления", т.е. "будем приносить с
благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную
нам Жертву хваления". Священник благословляет верующих словами "Благодать Господа
нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго
Духа буди со всеми вами" и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: "Горe
имеим сердца", - т.е. "будем иметь сердца устремленными вверх - к Богу". На это певчие
от лица молящихся благоговейно отвечают: "Имамы ко Господу", - т.е. "мы уже имеем
сердца устремленными ко Господу".
Освящение (пресуществление) Даров
Совершение Святого Таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии.
Оно начинается словами священника "Благодарим Господа!" Верующие выражают свою
благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: "Достойно и
праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и
Нераздельней". Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристической
(благодарственной), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарит Господа
за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные,
и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят
высшие существа - Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, "победную песнь
поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Последние слова священник произносит
вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которой взывают Ангелы: "Свят, свят, свят
Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнен) небо и земля славы Твоея".
К этой песни, называемой Серафимской, певцы присоединяют восклицания, которыми
народ приветствовал Вход Господень в Иерусалим: Осaнна (еврейское благожелание:
спаси, помоги Бог!) в вышних (в небесах)! благословен Грядый (идущий) во Имя (во славу)
Господне, осанна в вышних! (Мф. 21,9) Слова победную песнь поюще... взяты из видений
пророка Иезекииля (1, 4-24) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4, 6-8): они в
откровении видели Престол Божий, окруженный Ангелами в образе орла (поюще), тельца
(вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые беспрерывно восклицали:
"Свят, свят, свят Господь Бог".
Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния
Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и,
воспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил Святое Таинство Причащения,
произносит вслух слова Спасителя, сказанные Им при установлении Святого Таинства:
"Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во
оставление (прощение) грехов" и "Пийте от ней вси, сия (эта) есть кровь Моя Нового
Завета, яже (которая) за вы и за многи изливаемая во оставление грехов". После этого
священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении
Причащения, прославляет страдания Его, смерть, Воскресение, Вознесение и второе Его
Пришествие, и вслух произносит: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся" (о всех
членах Церкви и все благодеяния Божии).
Певчие протяжно поют: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и
молим Ти ся, Боже наш", а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа
Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем
вполголоса он читает тропарь 3-го часа: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий
час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас
молящих Ти ся". Диакон произносит 12-й стих 50-го псалма: "Сердце чисто созижди во
мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей". Священник опять читает тропарь 3-го часа,
диакон произносит 13-й стих 50 псалма: "Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего
Святаго не отыми от мене". Священник третий раз читает тропарь 3-го часа. Благословляя
Святой Агнец (на дискосе), он говорит: "И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа
Твоего". Благословляя вино (во святой Чаше), он говорит: "А еже в Чаши сей Честную
Кровь Христа Твоего". Диакон по каждом возгласе говорит: "Аминь". Наконец,
благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: "Преложив Духом Твоим Святым".
Диакон же трижды говорит: "Аминь, аминь, аминь". В эти великие и святые минуты хлеб
и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник
делает пред Святыми Дарами земной поклон, как Самому Царю и Богу. Это самый
важный момент Литургии.
По освящении Святых Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы
причащающимся Святые Дары послужили "во трезвение души" (т.е. укреплением во
всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Святаго Духа, во исполнение
(получение) Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т.е. чтобы дали право
обращаться ко Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение, и вспоминает тех,
за кого принесена эта Жертва: Святые Дары приносятся Господу Богу как
благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же ("изрядно") вспоминает
священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: "Изрядно о Пресвятей,
Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве
Марии", - на что верующие отвечают хвалебной песнью в честь Божией Матери:
"Достойно есть". (В Святую Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их)
вместо "Достойно есть" поется в честь Божией Матери задостойник, т.е. 9-й ирмос
праздничного канона с соответствующим припевом.) Священник тем временем тайно
молится за усопших и, переходя к молитве за живых, произносит вслух: "В первых
помяни, Господи, Великого Господина и Отца нашего (имя), Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси...", поминая высшую церковную иерархию. Верующие
отвечают: "И всех и вся", т.е. "помяни, Господи, всех верующих - мужчин и женщин".
Молитва за живых оканчивается возгласом священника: "И даждь нам единеми усты и
единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное) и великолепое
(величественное) имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков",
и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: "И да будут
милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами".
Приготовление верующих к Причащению
Оно начинается просительной ектенией "Вся святыя помянувше, паки и паки миром
Господу помолимся", т.е., помянув всех святых, опять и опять помолимся Господу "о
принесенных и освященных Честных Дарех", чтобы (яко да) Человеколюбец Бог наш,
приняв их (приемь я) во святый пренебесный и духовный (мысленный) Свой жертвенник,
как духовное благоухание, как приятную Ему жертву ("в воню благоухания духовнаго"),
ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа. Далее следуют обычные
прошения просительной ектении, которая оканчивается возгласом священника: "И
сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (смело, как дети просят отца)
неосужденно смети (осмелиться) призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати".
Поется молитва Господня "Отче наш". Хорошо делают настоятели, когда все
присутствующие приглашаются петь эту молитву. Далее следуют преподание мира и
преклонение глав, во время которого священник молит Господа освятить верующих и
сподобить их неосужденно причаститься Святых Таин. Диакон же, стоя на амвоне,
крестообразно опоясывается орарем для того, чтобы, во-первых, беспрепятственно
служить священнику во время Причащения, и во-вторых, выразить свое благоговение к
Святым Дарам, в подражание Серафимам, которые, окружая Престол Божий, закрывали
лица свои крылами (Ис. 6, 2-3). При возгласе диакона "Вонмем!" завеса задергивается и
священник, поднимая над дискосом Святой Агнец, громко возглашает: "Святая святым".
Это означает: Святые Дары могут быть преподаны только "святым", т.е. верующим,
которые освятили себя молитвой, постом, Таинством Покаяния (исповеди). Сознавая свое
недостоинство, певчие от лица верующих возглашают: "Един Свят, Един Господь, Иисус
Христос, во славу Бога Отца".
Причащение
Следует Причащение священнослужителей в алтаре. Священник раздробляет Святой
Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Святые Таины диакону. Частицы
для Причащения мирян по Причащении священнослужителей опускаются в Потир. Во
время приобщения священнослужителей поется стих, называемый "причастным", а затем
какое-либо песнопение или читаются молитвы перед Причащением. Открываются
Царские врата для Причащения верующих мирян, и диакон, имея в руках Святую Чашу,
произносит: "Со страхом Божиим и верою приступите". Открытие Царских врат в это
время напоминает открытие Гроба Спасителя, а вынос Святых Даров - явление Иисуса
Христа по воскресении. Преклоняясь пред Святой Чашей, как пред Самим воскресшим
Спасителем, певчие от лица верующих поют: "Благословен Грядый во Имя Господне. Бог
Господь, и явися (явился) нам". Причащающиеся миряне, "со страхом Божиим и верою"
приступая к Святой Чаше, с предварительным поклоном, повторяют вполголоса
произносимую священником молитву пред Причащением: "Верую, Господи, и
исповедую", в которой исповедуют свою веру в Иисуса Христа, как Сына Божия,
Спасителя грешных, веру в Таинство Причащения, в котором под видом хлеба и вина
принимают истинное Тело и истинную Кровь Христову, как залог вечной жизни и
таинственного общения с Ним, и просят Его удостоить их неосужденно причаститься
Святых Таин во оставление грехов, обещая не только не изменять Христу, не быть Иудой-
предателем, но и среди жизненных страданий, подобно благоразумному разбойнику,
твердо и смело исповедовать свою веру. Сделав земной поклон, верующие для принятия
Святых Таин приступают к Святой Чаше. Раньше этого времени, ради порядка и
благоговения к Святыне, не следует сходить со своего места, и совершенно недопустимо
при этом стеснение других и желание в числе первых причаститься; каждый должен
помнить, что он первый есть только грешник. Крестообразно сложив руки на груди,
подходят причащающиеся к Царским вратам, не делая крестного знамения пред Святой
Чашей, которую по Причащении лобызают также не крестясь, чтобы не толкнуть Святой
Чаши.
По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя: Пустите детей приходить
ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие (Мк. 10, 14), в это же
время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).
По Причащении верующие принимают теплоту, т.е. церковное вино, смешанное с
водой, чтобы не осталось во рту хотя бы малейшей частицы Святых Даров. По
Причащении мирян священник опускает в Святую Чашу все частицы, которые были
вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвой, чтобы Господь Своей Кровью
и молитвами Святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы. Затем он
благословляет верующих словами: "Спаси, Боже, люди Твоя (верующих в Тебя) и
благослови достояние Твое (собственность Твою, т.е. Церковь Христову)". В ответ на это
поют: "Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную;
Нераздельней Троице покланяемся; Та бо нас спасла есть". Содержание этой песни: мы
увидели истинный свет, так как, омыв грехи свои в Таинстве Крещения, называемся уже
сынами Божиими по благодати (милости), сынами света, получили Святого Духа чрез
Миропомазание, исповедуем истинную (православную) веру, покланяемся Нераздельней
Троице, потому что Она спасла нас ("Та бо нас спасла есть"). Диакон, взяв из рук
священника дискос, переносит его на жертвенник, а священник, взяв Святую Чашу и
благословляя ею молящихся, возглашает: "Всегда, ныне и присно и во веки веков", и
относит ее на жертвенник. Это последнее явление Святых Даров верующим, перенесение
их на жертвенник и возглас священника напоминают нам Вознесение Господа Иисуса
Христа на небо и обещание Его пребывать в Церкви во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20).
Благодарение за Причащение. Отпуст
Поклоняясь Святым Дарам в последний раз, как Самому Господу Иисусу Христу,
верующие благодарят Господа за Причащение Святых Таин. Певчие поют
благодарственную песнь: "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да
поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим Божественным,
безсмертным и животворящим Таинам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день
поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа". т.е., восхваляя Господа за то,
что Он удостаивает нас причащаться Божественных бессмертных и животворящих Таин,
просим Его сохранить нас в святости, полученной во Святом Таинстве Причащения
("соблюди нас во Твоей святыни"), весь день поучаться правде Божией. После этого
диакон произносит краткую ектению: "Прóсти приимше Божественных... Христовых
Таин"... (с благоговением причастившись), призывающую "достойно благодарить
Господа". Испросив Его помощи провести этот день свято, мирно, безгрешно, он
приглашает предать себя и жизнь свою Христу Богу. Священник, сложив антиминс и
полагая на него Евангелие, возглашает: "Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу
возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков" и прибавляет:
"С миром изыдем", этим показывая, что Литургия кончается и что из храма нужно
выходить мирно, в мире со всеми. Певцы от лица всех поют: "О имени Господни", т.е.
выйдем с благословения Господня. Священник выходит к молящимся за амвон и читает
заамвонную молитву, в которой еще раз просит Господа спасти людей Своих и
благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, не оставить
Своими милостями всех уповающих (надеющихся) на Него, даровать мир миру
(вселенной), священникам, верным правителям и всем людям. Эта молитва представляет
собой сокращение всех ектений, произносимых за Божественной Литургией. По
окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией молитвой
праведного Иова: "Буди Имя Господне благословено отныне и до века". Чаще всего
именно в это время для духовного просвещения и назидания произносится пастырская
проповедь, в основу которой полагается Слово Божие. Затем священник, в последний раз
благословляя верующих, произносит: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и
человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков", - и воздает благодарение Богу:
"Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!" Обратясь к народу и имея в руке
напрестольный Святой Крест, осенив себя крестным знамением, что должны сделать и все
присутствующие, священник произносит отпýст: "Христос истинный Бог наш..." В
отпусте священник, вспоминая молитвы за нас Божией Матери, апостолов, храмового
святого, святых, память которых празднуем в этот день, праведных Богоотец Иоакима и
Анны (родителей Божией Матери) и всех святых, выражает надежду, что Христос,
истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Тут же он дает
Святой Крест верующим для лобызания. Каждый верующий христианин, не спеша и не
стесняя других, в порядке известной очереди, должен поцеловать Святой Крест, чтобы
крестным целованием засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание
Которого была совершена Божественная Литургия. Хор в это время поет молитву о
сохранении на многие лета Святейшего Патриарха, правящего архиерея, прихожан храма
и всех православных христиан.
Литургия святого Василия Великого
Литургия святого Василия Великого по своему содержанию и порядку одинакова с
Литургией святого Иоанна Златоустого. Отличие ее от последней состоит лишь в
следующем:
1. Молитвы, которые священник читает тайно (про себя) в алтаре (особенно
евхаристическая), гораздо длиннее, а потому и пение на этой Литургии бывает более
протяжное.
2. Слова Спасителя, которыми Он установил Таинство святой Евхаристии,
произносятся так: "даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите, ядите, сие
есть Тело Мое" и затем: "даде святым Своим учеником и апостолом, рек: пийте от ней
вси, сия есть Кровь Моя".
3. Вместо песнопения "Достойно есть яко воистинну" поется особая песнь в честь
Божией Матери: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и
человеческий род".
Кроме того, на Литургии святого Василия Великого, совершаемой в Великий Четверг,
вместо "Иже Херувимы" поется "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий", а в Великую
Субботу - "Да молчит всякая плоть человеча".
Литургия святого Василия Великого совершается только десять раз в году: в навечерие
(накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или же в самые дни
этих праздников, если они приходятся в воскресенье или понедельник), 14 января - день
памяти святого Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное
воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной недели.
Литургия Преждеосвященных Даров
Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не
совершается Таинство Евхаристии, а верующие причащаются Преждеосвященными
Дарами, т.е. освященными прежде, на предыдущей Литургии святого Василия Великого
или святого Иоанна Златоустого.
Начало Литургии Преждеосвященных Даров идет от первых веков христианства.
Первые христиане очень часто причащались святых Христовых Таин, некоторые даже и в
будничные дни. Между тем было признано неудобным в дни строгого поста, как дни
скорби и сокрушения о грехах, совершать полную Литургию, которая есть самая
торжественная служба из церковных служб. Но чтобы дать возможность верующим
причащаться и среди недели в дни поста, было установлено: не нарушая характера
великопостного богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее
освященными Дарами. Для этого и была введена в службы Великого поста Литургия
Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление чина этой Литургии и
письменное изложение ее было сделано святым Григорием Двоесловом, папой Римским, в
VI веке.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается по средам и пятницам в первые
шесть недель Великого поста; в четверг пятой недели Великого поста, когда совершается
память преподобной Марии Египетской; иногда 9-го марта - в праздник сорока
Севастийских мучеников (если этот день приходится в посту и не случится в субботу или
воскресенье) и в первые три дня Страстной недели (Великий Понедельник, Великий
Вторник и Великую Среду).
Литургия Преждеосвященных Даров совершается после великопостных часов и
состоит из вечерни и Литургии верных, но только без важнейшей ее части - освящения
Даров.
Часы совершаются великопостные (третий, шестой и девятый час), на которых, кроме
обычных псалмов, читаются кафизмы.
По прочтении кафизм из алтаря выходит священник и перед Царскими вратами читает
тропарь каждого часа с соответствующими стихами, делая земной поклон, а певцы
троекратно поют этот тропарь.
В тропаре третьего часа мы просим Господа, ниспославшего Своим ученикам Духа
Святого, не отнимать Его от нас.
В тропаре шестого часа мы молим Христа, добровольно принявшего за нас грешных
распятие на кресте, простить наши грехи.
В тропаре девятого часа мы просим Христа, умершего за нас, умертвить греховные
порывы нашей плоти.
В конце каждого часа читается с коленопреклонением молитва святого Ефрема
Сирина "Господи и Владыко живота моего".
На шестом часе бывает чтение паримии из пророка Исаии.
По девятом часе - изобразительные: поются девять евангельских заповедей
блаженств с прибавлением молитвы покаявшегося разбойника на кресте: "Помяни мя,
Господи, егда приидеши во Царствии Твое". Затем читаются несколько молитв с
молитвой Ефрема Сирина и отпуст.
После этого сразу же начинается вечерня литургийным возгласом "Благословено
Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков".
Вечерня до малого вечернего входа совершается в обыкновенном порядке. После
вечернего входа и пения "Свете Тихий" чтец посреди храма читает две паримии: одну -
из книги Бытия, повествующую о падении Адамовом и его несчастных последствиях;
другую - из притчей Соломона, побуждающих любить и искать Божественную
премудрость. Между этими паримиями Царские врата открываются и священник, держа в
руках зажженную свечу и кадило, после слов "Премудрость, прости!" благословляет ими
верующих и возглашает: "Свет Христов просвещает всех".
В это время верующие, сознавая свое недостоинство и благоговея пред Христом, как
превечным Светом, просвещающим и освящающим человека, преклоняются до земли.
После второй паримии Царские врата снова открываются и посреди храма певцы, один
или три, медленно поют стихи из псалма:
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва
вечерняя.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего...
При пении этих стихов молящиеся преклоняют колена, а священник, стоя пред
престолом, совершает каждение.
Затем, сразу же после этого, вечерня заканчивается молитвой святого Ефрема Сирина:
"Господи и Владыко живота моего" и начинается главная часть Преждеосвященной
Литургии.
В первые три дня (понедельник, вторник и среду) Страстной недели, после этой
молитвы читается Евангелие, а в другие дни сразу произносятся ектении: сугубая, об
оглашенных и о верных (две малые ектений), как и на обычной Литургии.
По окончании этих ектений, т.е. во время великого входа, вместо "Иже Херувимы"
хор поет "Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат".
Во время пения этой песни Царские врата открываются. Совершается каждение
алтаря.
По окончании первой половины этой песни, после слова "дариносится", совершается
перенесение Преждеосвященных Даров с жертвенника на престол (великий вход):
священник в предшествии свечи и диакона с кадилом выходит через северные двери на
солею с дискосом на главе и Чашей в руке и, ничего не произнося, молча вносит их в
алтарь и ставит на антиминсе, заранее раскрытом на престоле. После этого Царские врата
закрываются, а хор оканчивает прерванное пение. Ввиду того, что на этой Литургии не
бывает освящения Даров, пропускается все, что имеет отношение к этому
священнодействию. Поэтому после великого входа и произнесения священником молитвы
"Господи и Владыко живота моего" совершаются только три последние части Литургии
верных: приготовление верующих к Причащению; Причащение
священнослужителей и мирян; благодарение за Причащение с отпустом. Все это
совершается так же, как и на полной Литургии, с некоторыми изменениями
применительно к значению Литургии Преждеосвященных Даров.
Заамвонная молитва читается другая. В этой молитве священник от лица верующих
благодарит Бога, удостоившего их достигнуть дней поста для очищения души и тела, и
просит, чтобы Он помог совершить добрый подвиг поста, сохранить неизменной
православную веру, явиться победителем греха и неосужденно достигнуть поклониться
святому Христову Воскресению.