Православная литература в формате WORD (.doc) и духовная музыка - О Храме и богослужении /
Основы богослужения / Богослужебные книги
Основы богослужения
Православной Церкви
(Скачать текст книги в формате
.doc можно из раздела
"Книги")
Богослужебные книги
Первое место в числе богослужебных книг занимают: Евангелие, Апостол и
Псалтирь. Эти книги взяты из Священного Писания - Библии, - потому называются
священно-богослужебными.
Затем следуют книги: Служебник, Часослов, Требник, Книга молебных пений,
Октоих, Минея месячная, Минея общая, Минея праздничная, Триодь постная,
Триодь цветная, Типикон (или Устав), Ирмологий и Канонник. Эти книги составлены
на основании Священного Писания и Священного Предания отцами и учителями Церкви
и называются церковно-богослужебными.
Евангелие - это слово Божие. Оно состоит из четырех первых книг Нового Завета,
написанных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Евангелие содержит в
себе описание земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: Его учение, чудеса,
крестные страдания, смерть, славное Воскресение и Вознесение Его на небо.
Богослужебное Евангелие имеет ту особенность, что, кроме обыкновенного деления на
главы и стихи, делится еще на особые отделы, называемые зачалами. В конце книги
помещается указатель, когда читать то или другое зачало.
Апостолом на церковно-славянском языке называется книга, содержащая следующие
книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов, Соборные послания и Послания апостола
Павла (сюда не входит книга Апокалипсис). Книга Апостол, так же как и Евангелие,
разделена, кроме глав и стихов, на зачала, с указанием в конце книги, когда и какое читать
зачало.
Псалтирь - книга пророка и царя Давида. Так называется она потому, что
большинство псалмов в ней написано святым пророком Давидом. В этих псалмах святой
пророк открывает перед Богом свою душу, все свои радости, печали, кается в содеянных
грехах, прославляет бесконечные Божии совершенства, благодарит Его за все Его
милости, благодеяния, просит помощи во всех своих предприятиях. Вот почему Псалтирь
и употребляется при богослужении чаще всех других богослужебных книг.
Книга Псалтирь для употребления при богослужении разделена на двадцать отделений,
называемых "кафизмами", а каждая "кафизма" делится на три части, называемые
"славами".
Кроме простой Псалтири есть еще Псалтирь "следованная", она отличается тем, что
содержит в себе три приложения: Часослов; тропари и кондаки, выбранные из всех
богослужебных книг; все молитвословия, которые должны читаться приступающими к
Святому Таинству Причащения.
Служебник - книга для священника и диакона. Она содержит в себе порядок вечерни,
утрени и Литургии. В конце Служебника помещены: отпусты, прокимны, величания и
месяцеслов, т.е. список святых, ежедневно воспоминаемых церковью.
Архиерейский служебник (или Архиерейский чиновник) отличается тем, что
содержит в себе еще чин освящения антиминса и чины посвящения во чтеца, диакона,
священника и др.
Часослов - книга, служащая руководством для чтецов и певцов на клиросе. Часослов
содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме Литургии.
Требник - книга, заключающая в себе чинопоследования Святых Таинств (кроме
Таинств Святого Причащения и Священства) и других треб - чин отпевания и погребения
усопших, чин освящения воды, молитвы по рождении младенца, при наречении младенца
и воцерковлении его и др.
Книга молебных пений содержит чинопоследования молебнов (молебных пений) на
разные случаи жизни.
Октоих, или Осмогласник, заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и
проч.), разделенные на восемь напевов, или гласов. Каждый глас, в свою очередь,
содержит в себе песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в
восемь недель. Разделение церковного пения на гласы совершено было знаменитым
песнопевцем греческой Церкви святым Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Ему
приписывается и составление Октоиха, хотя надо заметить, что в составлении Октоиха
принимали участие святой Митрофан, епископ Смирнский, святой Иосиф Песнописец и
другие.
Минея месячная содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и
торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на
определенный день месяца. По числу месяцев она разделяется на 12 книг.
Минея общая заключает в себе песнопения общие целому лику святых, например, в
честь пророков, апостолов, мучеников, преподобных и проч. Она употребляется при
богослужении в том случае, если какому-либо святому не составлено отдельной службы в
Минее Месячной.
Минея праздничная содержит в себе службы великих праздников, извлеченные из
Минеи Месячной.
Триодь постная содержит в себе молитвословия на дни Великого Поста и на
приготовительные недели к нему, начиная с Недели мытаря и фарисея и до Пасхи. Слово
"Триодь" греческое и означает трипеснец. Такое название эта книга и следующая за ней
Триодь Цветная получили потому, что в них имеются неполные каноны, состоящие всего
из трех песней, вместо обычных девяти песней канона.
Триодь цветная заключает в себе песнопения со дня Святой Пасхи до недели Всех
Святых (т.е. до 9-го воскресенья, считая со дня Пасхи).
Типикон, или Устав, содержит в себе подробное указание: в какие дни и часы, при
каких божественных службах и в каком порядке должно читать или петь молитвословия,
содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.
Ирмологий содержит в себе избранные из различных канонов песнопения, называемые
ирмосами (ирмос есть начальное песнопение каждой песни канона).