Рейтинг@Mail.ru
Православная литература в формате WORD (.doc) и духовная музыка - О Храме и богослужении / Основы богослужения / О колоколах и звоне

Основы богослужения
Православной Церкви

(Скачать текст книги в формате
.doc можно из раздела "Книги")

О колоколах и звоне


Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т.е. башня, на которой висят колокола.
Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется "благовест" (благостная, радостная весть о богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется "трезвон". Звон колоколов по поводу печального события называется "перезвон". Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. В "Чине благословения колокола" сказано: "Яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего".
Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:
созывать верующих к богослужению;
выражать торжество Церкви и ее богослужений;
возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужений.
Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, например пожар. В трагические для Родины дни звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с поля брани (войны) и прочее. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.
Но колокола, как известно, стали употребляться христианами не сразу с появлением христианства.
В ветхозаветной церкви - в Иерусалимском храме - верующие созывались на богослужения не колоколами, а звуками труб.
В первые века гонений на христианство от язычников христиане не имели возможности открыто созывать верующих к богослужению. В то время верующие созывались на богослужения тайно. Обычно это делалось через диаконов или особых вестников, а иногда сам епископ после богослужения объявлял о времени и месте очередного богослужения.
После прекращения гонений (IV в.) стали созывать верующих различными способами.
Более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала. Била, или кандии, - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг.
Наконец определился самый усовершенствованный способ созыва верующих к богослужению это колокольный звон.
Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается святому Павлину, епископу Ноланскому (†411 г.), т.е. в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний святой Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, святой Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, так как ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах. Только в начале VII века Римскому папе Савиниану (преемнику святителя Григория Двоеслова) удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского богослужения.
На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали употребляться со второй половины IX века, после того, как в 865 году венецианский дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. Колокола эти были повешены на башне при Софийском соборе. Но у греков колокола не вошли в обширное употребление.
В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства святым Владимиром, т.е. в конце X века. Наряду с колоколами употреблялись также била и клепала, которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях. Но как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. На это указывает даже самое название колокол, которое происходит от немецкого слова Glocke. На церковном языке колокол именуется "кампан" - от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола. Сначала колокола были небольшие, по несколько сот фунтов. Было их при храмах немного, по 2-3 колокола.
Но с XV века, когда в России появились собственные заводы по отливке колоколов, стали отливать колокола больших размеров. Так, на Успенской звоннице в Московском кремле имелись, например, такие колокола: "Вседневный" (1017 пудов 14 фунтов); "Реут" (около 2000 пудов); "Успенский", или "Праздничный" (около 4000 пудов).
Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является Царь-колокол, который стоит теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Царь-колокол был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Материными в 1733-1735 годах. Материалом для Царь-колокола послужил его предшественник колокол-гигант, поврежденный пожаром. Этот колокол весил 8000 пудов и был отлит колокольным мастером Александром Григорьевым в 1654 году. К этому материалу в 8000 пудов было добавлено свыше 5000 пудов сплава.
Общий вес Царь-колокола 12 327 пудов и 19 фунтов, или 200 тонн. Диаметр - 6 метров 60 см.
Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на КОЛОКОЛЬНЮ, так как КОЛОКОЛ жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 году. Царь-колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями). Но был ли он поднят на эти леса или нет, точно не установлено. Когда деревянные леса загорелись, их стали заливать водой. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много больших и малых долевых трещин, и от него отвалился большой кусок весом в 11 500 килограммов.
После пожара Царь-колокол пролежал в яме целое столетие. В 1836 году колокол был поднят и установлен на каменный постамент по проекту архитектора Августа Монферрана, строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. На этом постаменте он стоит и теперь. Внизу к постаменту прислонен отвалившийся кусок юбки колокола. Такова судьба величайшего в мире Царь-колокола, который никогда не звонил.
Но и теперь находящийся в Москве на колокольне Ивана Великого колокол "Успенский" является самым большим в мире (4000 пудов). Ударом в него давалось начало торжественному звону всех московских храмов в Великую Светлую Пасхальную ночь. (В 2003 году на звонницу Троице-Сергиевой Лавры был поднят колокол, который теперь считается самым большим используемым колоколом в мире.)
Так русский православный народ полюбил церковный колокольный звон и обогатил его своей изобретательностью и искусством.
Отличительной чертой русских колоколов являются их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то: точной пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т.е. правильным сплавом; высотой колокола и его шириной, т.е. правильной пропорцией самого колокола; толщиной стен колокола; правильным подвешиванием колокола; правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу и многим другим.
Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри него. Русский колокол отличается от западноевропейского в первую очередь тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а язык подвешивается внутри колокола свободнокачающимся, ударом которого и производится звук.
Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной недели напоминает о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной недели возвещает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом.
Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда времени уже не будет (Откр. 10, 6).
Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большей частью с высоты при храмах Божиих, колокольный звон сам собой напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанные через ветхозаветного пророка Исаию: На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте.... (Ис. 62, 6). Не случайно язычники, часто слыша колокольный звон, говорили: "Это голос христианского Бога слышен!"
Звуки одного церковного колокола представляют собой нечто возвышенное, торжественное; а если раздается звон нескольких более или менее согласованных между собой колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.
Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе злого, нечестивого отступника.
Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в душе постоянно грешной.
Между тем как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение.
Так что человек может по колокольному звону определять состояние своей души.
Можно много привести примеров из жизни, когда человек, утомившийся в борьбе с житейскими горестями, впавший в отчаяние и уныние, решается посягнуть на свою собственную жизнь. Но вот до его слуха достиг церковный звон, и готовящийся стать самоубийцей содрогается, страшится самого себя, невольно ограждает себя крестным знамением, вспоминает об Отце Небесном, и в душе его возникают новые, добрые чувства, - и погибший было навеки возрождается к жизни. Так, в ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие.
Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон является не только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и появились различные виды звона и каждый вид звона имеет свое название и значение.

* * *
Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.
Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения.
Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.
Благовест делится на два вида:
обыкновенный, или частый, производится самым большим колоколом;
постный, или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого поста.
Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии со своим назначением, делятся на следующие колокола: праздничный; воскресный; полиелейный; простодневный, или будничный; пятый, или малый, колокол.
Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.
Звон во все колокола бывает следующим:
трезвон - это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т.е. звон во все колокола трижды или звон в три приема; трезвон выражает собой христианскую радость, торжество; в наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но вообще звон во все колокола;
двузвон - это звон во все колокола дважды, в два приема;
перезвон - это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз;
перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол ударяют во все колокола сразу вместе, и так повторяют много раз.

* * *
Перед началом всенощного бдения - благовест, который заканчивается трезвоном.
В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон. Этот двузвон оповещает о начале второй части всенощного бдения - утрени, и выражает собой радость Рождества Христова - воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием Ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение".
(В народе двузвон на всенощной называется вторым звоном (второй звон после начала всенощной).
Во время пения полиелея перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающий радость празднуемого события. На воскресном всенощном бдении трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. В некоторых местностях он совершается во время пения "Воскресение Христово видевше", обыкновенно в руководствах этот звон именуется звоном к Евангелию.
(В народе трезвон на всенощной ("звон к Евангелию") называется третьим звоном.)
В начале пения песни Божией Матери "Величит душа Моя Господа" бывает краткий благовест, состоящий из девяти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).
В великие праздники по окончании бдения бывает трезвон.
При архиерейском богослужении для провода архиерея после каждого всенощного бдения полагается трезвон.

* * *
Перед началом чтения 3-го и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6- го часа, перед самым началом Литургии, - трезвон.
Если служатся две литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней, и обычно совершается не в самый большой колокол.
При архиерейском богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближении архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа - трезвон.
Затем во время Литургии полагается благовест при начале Евхаристического канона, - самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществления Святых Даров.
У протоиерея К. Никольского в книге "Устав богослужения" сказано, что благовест к "Достойно" начинается от слов "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу" и бывает до пения "Достойно есть яко воистинну, блажити Тя Богородицу". Точно такое же указание имеется и в книге "Новая Скрижаль" архиепископа Вениамина (СПб., 1908. С. 213). На практике же благовест к "Достойно" бывает более кратким, состоящим из 12 ударов. На юге России благовест к "Достойно" совершается обычно перед началом Евхаристического канона, во время пения Символа веры (12 ударов по одному удару на каждый член Символа веры). Благовест к "Достойно" в обычай русских церквей был введен во время Московского патриарха Иоакима (1690) по подобию западных церквей, где звонят при словах "Приимите, ядите".
После окончания Литургии во все великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).
Также после каждой Литургии, совершенной архиереем, полагается трезвонить для проводов архиерея.
На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день праздника от Литургии до вечерни.
На праздник Пасхи - Воскресения Христова: благовест к Светлой заутрене начинается перед полунощницей и продолжается до начала Крестного хода, а с начала Крестного хода и до конца его, и даже дольше, бывает радостный, торжественный трезвон.
К Пасхальной Литургии - благовест и трезвон.
На самой Пасхальной Литургии, во время чтения Евангелия, полагается частый перезвон, по семь ударов в каждый колокол (число 7 выражает полноту славы Божией). Этот торжественный перезвон означает проповедь Евангелия Христова на всех языках. Перезвон этот, по прочтении Евангелия, заканчивается радостным, победным трезвоном.
Во всю Светлую Пасхальную неделю полагается трезвон ежедневно, от конца Литургии до вечерни.
Во все воскресные дни, от Пасхи до Вознесения, после окончания Литургии полагается совершать трезвон.
В храмовые праздники: в конце Литургии перед началом молебна полагается краткий благовест и трезвон и по окончании молебна - трезвон. Во время всех крестных ходов полагается трезвон.
К царским часам бывает благовест обыкновенный в большой колокол, а к великопостным часам - благовест постный в меньший колокол. Как на царских, так и на великопостных часах перед каждым часом звон: перед 3-м часом ударяют в колокол три раза, перед 6-м - шесть раз, перед 9-м - девять раз. Перед изобразительными и повечерием - 12 раз. Но если постом случится праздник, то на часах в колокол не ударяют отдельно на каждом часе.
На утрене Великого Пятка, которая служится вечером в Великий Четверг и когда читается 12 Евангелий Страстей Господних, помимо обычного благовеста и трезвона в начале утрени, совершается благовест к каждому чтению Евангелия: к первому Евангелию - один удар в большой колокол, ко второму Евангелию два удара, к третьему Евангелию три удара и т.д.
По окончании утрени, когда верующие несут "четверговский огонь" домой, полагается трезвон.

* * *
На вечерне Великого Пятка перед выносом Плащаницы во время пения "Тебе одеющегося" полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол (с большого до малого), а по положении Плащаницы среди храма - тотчас трезвон.
На утрене Великой Субботы, начиная с пения великого славословия и в продолжение всего Крестного хода с Плащаницей вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, т.е. медленный перезвон по одному разу в каждый колокол с большого до малого. Когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских врат - тотчас трезвон.
Медленный перезвон по одному разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собой "истощание" Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-й песни 5-го гласа: "Божественное Твое разумев истощание... во спасение людей Твоих".
По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Великую Пятницу и Великую Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон, относящийся ко Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей.
На утрене в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 14 августа, перед выносом креста из алтаря во время пения великого славословия бывает перезвон, при котором медленно ударяют по три раза (в некоторых местностях по одному разу) в каждый колокол - от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой трезвон.
Подобный же перезвон, но только частый, быстрый и по семь раз (или по три раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды. При погружении креста в воду - трезвон.
Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон перед посвящением в сан епископа. Вообще частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон. В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые праздники и в других торжественных случаях, например, как указано было выше, при чтении пасхального Евангелия.

* * *
Перебор, иначе похоронный, или погребальный, звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т.е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.
Ввиду того, что в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона, а это не соответствует церковной практике, то мы по этому поводу даем некоторое разъяснение.
Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собой возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Как это и выражено в песнях при отпевании: "Вся суета человеческая, елика не пребывает по смерти; не пребывает богатство, нисшествует слава; пришедшей бо смерти, сия вся потребишася. (Или, как в другом песнопении поется: "единем мгновением, и вся сия смерть приемлет".) Темже Христу безсмертному возопиим: преставленнаго от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище".
Вторая часть песни прямо указывает на радость в будущей жизни со Христом. Она-то и выражается в заключение скорбного перебора трезвоном.
Архиепископ Аверкий (Таушев) по поводу обычаев при отпевании и панихидах дал твердо обоснованные разъяснения, которые безусловно должны касаться также и звона: "По нашему православному обычаю совершать панихиды и отпевания полагается в светлых облачениях. Обычай совершать эти чинопоследования в черных облачениях проник к нам с Запада и совершенно несвойствен духу Святого Православия, но тем не менее он довольно широко у нас распространился - настолько, что нелегко его теперь искоренить... Для истинного христианина - смерть есть переход к лучшей жизни: радость, а не скорбь, как прекрасно выражено это в трогательнейшей третьей коленопреклонной молитве, читаемой на вечерне в день Пятидесятницы: "Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела, и к Тебе Богу нашему приходящим, но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость" (см. Триодь Цветная).
Трезвон, напоминающий о воскресении, благостно действует на верующую христианскую душу, скорбящую о разлуке с усопшим, и дает ей внутреннее утешение. Лишать христианина такого утешения нет никаких оснований, тем более что этот трезвон прочно вошел в быт русского православного народа и является выражением его веры.
Таким образом, при несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный перебор, а при внесении его в храм - трезвон. После отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается снова перебор, оканчивающийся также трезвоном.
При отпевании и погребении иереев, иеромонахов, архимандритов и архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон, также по прочтении разрешительной молитвы - трезвон. При вынесении тела из храма - снова указанный перебор, а по погружении тела в могилу бывает трезвон. В иных же местах звонят обычным похоронным перебором.
В "Чиновной книге" указано, что при выносе тела патриарха Иоакима был благовест, переменяя во все колокола изредка (Чтения Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете. 1852. Кн. 15. С. 22).
Существует еще так называемый красный звон во все колокола ("во вся тяжкая"). Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т.е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше. Красный звон бывает в великие праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.
Кроме того, следует также упомянуть о всполошном, или набатном, звоне, имеющем общественнобытовое значение. Таким звоном называются непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат, или всполох, звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.
Вечевыми назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т.е. на народное собрание.
Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалась радостным, торжественным трезвоном во все колокола.



О Храме и богослужении