Рейтинг@Mail.ru
Православная литература в формате WORD (.doc) и духовная музыка - О Храме и богослужении / Воскресная служба / Необходимые пояснения
Воскресная служба
для тех, кто не может быть в храме
(Скачать сборник в формате .doc можно
из раздела "Псалтирь, молитвослов"
)


Необходимые пояснения

   Воскресная служба - это суточный круг богослужений воскресного дня, который состоит из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и часов. Каждая служба также делится еще и на изменяемые и неизменяемые части. Неизменяемые части службы (например, псалом 103 и "Свете тихий" на вечерне, шестопсалмие на утрене) содержатся в Часослове (сборнике молитвословий и псалмов применительно к определенному времени богослужения) и Следованной Псалтири (Псалтирь в соединении с Часословом). Изменяемые части - стихиры, каноны и т.п. - в Октоихе (в переводе с греческого - "осьмогласник", восемь голосов, так как церковные песнопения разделяются на восемь гласов, или напевов. Каждый глас употребляется в течение одной седмицы, на каждый глас существует полная недельная служба, то есть на каждый день седмицы для каждого гласа существуют свои собственные стихиры, каноны и проч.).
   Воскресная служба 6-го гласа для вычитывания ее теми, кто не смог по какому-либо случаю быть в храме, всегда помещается в Следованной Псалтири и канонниках, но так как эти богослужебные книги рассчитаны на людей, знающих церковный Устав, там изменяемая и неизменяемая части службы печатаются раздельно и не сопровождаются никакими пояснениями. В нашей книге дается текст воскресной службы также 6-го гласа (шестой глас самый простой в исполнении - это распев общеизвестной стихиры "Царю Небесный") и все части службы соединены в одно последование, что позволяет пользоваться ею независимо от знания Устава.
   Эта воскресная служба составлена в соответствии с 7-й главой Типикона (церковного Устава) "идеже бдение не бывает" ("когда не бывает всенощного бдения"), хотя в храмах большей частью совершается всенощное бдение, т.е. соединение великой вечерни и утрени в одно продолжительное последование. Но в домашних условиях вычитывать его целиком за один субботний вечер было бы затруднительно, поэтому мы печатаем все службы по отдельности, чтобы было возможно, как это и указано в Уставе, в субботу вечером прочитывать вечерню и повечерие, а утром - полунощницу, утреню и часы. В случае необходимости можно утреню также вычитать с вечера.
   Повечерие и полунощница не входят в состав всенощного бдения, поэтому в настоящее время почти не знакомы прихожанам. Эти службы сохранились лишь в монастырях. Они приведены в нашем издании для ознакомления. Их можно читать по желанию и тем, кто присутствовал на службе в храме. По монастырской традиции, повечерие соединяется с вечерними молитвами, а полунощница - с утренними.
   Канон Божией Матери из повечерия можно читать и отдельно в любое другое время.
   В церковном богослужении служба воскресная соединяется со службами праздников или святых, празднуемых в этот день (службы содержатся в Минеях). В нашем издании, чтобы чрезмерно не усложнять его, воскресная служба дана так, как ее можно читать, если нет Миней.
   Службы по приведенному образцу совершаются в воскресные дни большей части года, кроме периода пения Постной и Цветной Триодей, то есть Великим постом и от Пасхи до Троицы. В этот период можно читать воскресную службу с учетом следующих особенностей:
   1. В воскресные дни от Недели мытаря и фарисея и до 5-й Недели Великого поста (т.е. воскресного дня, предшествующего празднику Входа Господня в Иерусалим) на утрене после 50-го псалма вместо "Молитвами апостолов..." поется песнь "Покаяния отверзи ми двери..."
   2. В три приготовительные к Великому посту Недели (о блудном сыне, мясопустную и сыропустную) после 17-й кафизмы (перед тропарями по непорочных) читаются псалмы 134, 135 и 136 ("На реках Вавилонских...").
   3. В Вербное воскресенье, на Пасху и в Неделю Святой Троицы служба совершается по особому последованию, для этих служб необходимо отдельное издание.
   4. От Недели Фоминой до Отдания Пасхи в начале всех служб вместо "Царю Небесный...", а также перед шестопсалмием читается трижды "Христос воскресе из мертвых...", на утрене после чтения Евангелия "Воскресение Христово видевше..." поется трижды, вместо воскресных канонов поется канон Святой Пасхи, в окончании всех служб - трижды "Христос воскресе из мертвых... и нам дарова живот вечный".
   5. В воскресный день после Вознесения (пред шествующий Дню Святой Троицы) "Царю Небесный" не читается и ни чем не заменяется.
   В нашем издании мы также руководствовались правилами чтения церковных служб в домашней молитве, приведенными в книгах архиеп. Вениамина "Новая Скрижаль" и еп. Афанасия (Сахарова) "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви": во-первых, указанием, что церковные службы "могут быть иногда совершаемы без иерея людьми мирскими и могут совершаться вне храма, в домах" ("Новая Скрижаль". С. 67). Там же указано, что вместо возгласа священника "Благословен Бог..." миряне начинают чтение всех служб "Молитвами святых отец...", так как "они не благословляют, как это делают иереи, потому что не имеют той благодати и власти.., но только просят Христа помиловать их молитвами отец, смиряясь пред Христом и не дерзая молиться от себя самих. Под именем же отцев они разумеют не одних только архиереев и иереев, но и лики всех святых".
   Еп. Афанасий указывает на то, что, мирянину и ектений произносить не подобает. За ектении во всех случаях мирянин произносит только "Господи, помилуй": за великую и просительную ектении - 12 раз, за сугубую - 40, за малую - по 3 раза" (с. 198).
   В воскресный день совершаются только поясные поклоны - земные поклоны запрещены: "От богоносных отец наших канонически предано нам не преклонять колен в дни воскресные ради чести Воскресения Христова" (Правило 90-е Шестого Вселенского Собора).


О Храме и богослужении