Рейтинг@Mail.ru
Православная литература в формате WORD (.doc) и духовная музыка - Праздники и Пасхалия / О праздничном богослужении

1. Краткие сведения о пасхальном богослужении

1. ПАСХАЛЬНАЯ УТРЕНЯ начинается крестным ходом вокруг храма при пении стихиры Воскресение Твое, Христе Спасе, которым изображается шествие жен-мироносиц, шедших рано утром помазать тело Господа. Перед западными дверями священнослужители останавливаются, и здесь, у затворенных дверей, как бы при дверях гроба, полагается начало утрени: по возгласе поется "Христос воскресе" три раза священнослужителями, потом певчими и затем многократно со стихами Да воскреснет Бог и др. С пением тропаря Христос воскресе входят в храм. Произносится великая ектения. Поется торжественный пасхальный канон (творение прп. Иоанна Дамаскина) "Воскресения день"; поются не только ирмосы, но и тропари канона. На каждой песни канона священником совершается каждение храма, причем священник держит в руке трикирий (трисвещник) и крест - знамение победы Христа над смертию - и при каждении приветствует молящихся радостною вестью о воскресении Христа: Христос воскресе, - говорит он. Воистину воскресе, - должны отвечать все, совершая при этом крестное знамение и делая поклон священнику (на пасхальной службе, когда в руках священника крест, должно делать крестное знамение - и тогда кланяться). Неоднократное каждение храма во время пасхальной утрени напоминает нам неоднократное явление Христа по воскресении апостолам. В знак духовной радости все верующие стоят с зажженными свечами. В конце утрени после хвалитных стихир, как бы вместо великого славословия, поются пасхальные стихиры со стихами: Да воскреснет Бог - Пасха священная нам днесь показася. При пении последней стихиры - при словах друг друга обымем священнослужители в алтаре христосуются между собою, а затем выходят к народу. Величествен этот обряд Православной Церкви! Он невольно переносит нас к первому дню жизни апостолов после воскресения Божественного Учителя. Два ученика возвратились из Эммауса и говорили: Христос воскрес, они видели Его. - Да, воистину воскрес, отвечали другие апостолы, ибо Он явился и Симону. Читается слово св. Иоанна Златоуста, тропарь св. Иоанну; следуют сугубая и просительная ектении и отпуст.

2. ПАСХАЛЬНЫЕ ЧАСЫ состоят из пения пасхальных песнопений. На литургии при соборном служении читается Евангелие на разных языках в знак того, что весть о воскресшем Христе пронесена во все народы.
Во всю неделю Пасхи царские врата не затворяются в знак того, что воскресение Христа открылись для Нас двери рая. В знак духовной радости происходит целодневный звон.

2. О богослужении двунадесятых праздников

3. В навечерие Рождества и Крещения Господня - строгий пост, называемый сочельник, так как разрешается есть сочиво - сухие зерна, варенные в меду; в эти дни не только не должно есть рыбы, но и масла. Накануне этих праздников совершаются Царские часы. Литургия св. Василия Великого соединяется с вечерней. Всенощное же бдение начинается великим повечерием (вместо вечерни) с торжественною песнью пророка Исаии С нами Бог.

4. В праздник Крещения совершается великое освящение воды: накануне после литургии - в память крещения оглашенных (В древности крещение совершалось накануне великих праздников, - почему на литургии в великие праздники поется вместо Святый Боже - Елицы во Христа креститеся.); в самый же праздник совершается водоосвящение в память крещения Господня в Иордане.

5. В праздник Входа Господня в Иерусалим на утрене после чтения Евангелия освящаются вербы, с которыми, при зажженных свечах в руках, верующие стоят до конца утрени, изображая еврейских отроков, встретивших Христа Спасителя с пальмовыми ветвями.

6. В день Пятидесятницы - Сошествия Святого Духа на апостолов - непосредственно после литургии совершается вечерня, на которой три раза мы преклоняем колени и слушаем читаемые священником (в царских вратах) семь молитв, составленных свт. Василием Великим, о ниспослании и на нас даров Святого Духа. В праздник Троицы храмы и жилища украшаются древесными ветвями и цветами, и в церкви верующие стоят с цветами в знак того, что многоразличны дарования Святого Духа, полученные в таинстве Миропомазания; но, о горе нам, когда мы заглушаем в себе эти дарования греховной жизнью... Молитва слезная о прощении грехов очищает сердце наше и делает его снова храмом Духа Святого (1 Кор. 6, 19).

7. В праздник Воздвижения Креста Господния совершается торжественный обряд выноса Креста для поклонения на середину храма из алтаря - на всенощном бдении после великого славословия, при пении погребальным напевом Святый Боже... После троекратного пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя три раза поется песнь Кресту Твоему покланяемся, Владыко - священнослужителями и затем на клиросах три раза, после чего - особая стихира. Вынос Креста на всенощном бдении совершается еще в Неделю Крестопоклонную Великого поста и 1 августа (14 августа по новому стилю).


Праздники и Пасхалия