2. ПАСХАЛЬНЫЕ ЧАСЫ состоят из пения пасхальных песнопений. На
литургии при соборном служении читается Евангелие на разных языках в
знак того, что весть о воскресшем Христе пронесена во все народы.
Во всю неделю Пасхи царские врата не затворяются в знак того, что воскресение Христа открылись для Нас двери рая. В знак духовной
радости происходит целодневный звон.
2. О богослужении двунадесятых праздников
3. В навечерие Рождества и Крещения Господня - строгий пост, называемый сочельник, так как
разрешается есть сочиво - сухие зерна, варенные в меду; в эти дни не только не должно есть рыбы, но и масла.
Накануне этих праздников совершаются Царские часы. Литургия св. Василия Великого соединяется
с вечерней. Всенощное же бдение начинается великим повечерием (вместо вечерни) с торжественною песнью
пророка Исаии С нами Бог.
4. В праздник Крещения совершается великое освящение воды: накануне после литургии - в память
крещения оглашенных (В древности крещение совершалось накануне великих праздников, - почему на литургии в великие
праздники поется вместо Святый Боже - Елицы во Христа креститеся.); в самый же праздник совершается водоосвящение
в память крещения Господня в Иордане.
5. В праздник Входа Господня в Иерусалим на утрене после чтения Евангелия освящаются вербы, с которыми,
при зажженных свечах в руках, верующие стоят до конца утрени, изображая еврейских отроков, встретивших Христа
Спасителя с пальмовыми ветвями.
6. В день Пятидесятницы - Сошествия Святого Духа на апостолов - непосредственно после литургии совершается
вечерня, на которой три раза мы преклоняем колени и слушаем читаемые священником (в царских вратах) семь
молитв, составленных свт. Василием Великим, о ниспослании и на нас даров Святого Духа. В праздник Троицы храмы и жилища
украшаются древесными ветвями и цветами, и в церкви верующие стоят с цветами в знак того, что многоразличны
дарования Святого Духа, полученные в таинстве Миропомазания; но, о горе нам, когда мы заглушаем в себе
эти дарования греховной жизнью... Молитва слезная о прощении грехов очищает сердце наше и делает его снова храмом
Духа Святого (1 Кор. 6, 19).
7. В праздник Воздвижения Креста Господния совершается торжественный обряд выноса Креста для поклонения на середину
храма из алтаря - на всенощном бдении после великого славословия, при пении погребальным напевом Святый Боже...
После троекратного пения тропаря Спаси, Господи, люди Твоя три раза поется песнь Кресту Твоему покланяемся,
Владыко - священнослужителями и затем на клиросах три раза, после чего - особая стихира. Вынос Креста на всенощном
бдении совершается еще в Неделю Крестопоклонную Великого поста и 1 августа (14 августа по новому стилю).