Ведель Артемий Лукьянович
(1767?–1808/1810?)

    Артемий Лукьянович Ведель родился в Киеве примерно в 1767 г. в мещанской семье. С детства имел замечательный голос. Поступил в академический хор, затем в Киевскую духовную академию. Учась в философском классе, стал регентом академического хора. Специального музыкального образования он не имел — все постигал практически, и очень успешно: даже был в студенческом оркестре первым скрипачем-солистом. Слава о чудесном теноре Веделя шла далеко за пределы Киева, и московский генерал-губернатор Еропкин выписал его в Москву. По смерти последнего Ведель в 1794г. вернулся обратно в Киев, где генерал Леванидов пригласил его управлять хором, произвел в поручика, затем в капитана и сделал своим адъютантом. Хор быстро стал лучшим в Киеве. Это период шумного успеха и расцвета композиторского таланта Веделя.
    В 1795г. Леванидова назначили в Харьков, и Ведель переехал туда. Турчанинов, бывший его любимым учеником и живший несколько лет с ним вместе, изображает его в своих мемуарах как человека высокорелигиозного, целомудренного, истинного постника и аскета в условиях мирской жизни. Состоя на военной службе, Ведель вел замкнутый и созерцательный образ жизни, избегал общества и развлечений. Дома занимался сочинением музыки, чтением и молитвой. Ежедневно ходил в церковь, часто причащался, не ел мяса, спал на грубом войлоке.
    В 1798 г. Ведель уволился, бросил все аттестаты и чины, раздал имущество, вернулся в Киев и начал юродствовать. Юродство он понимал как высший подвиг самоотречения, добровольное мученичество. Его считали помешанным, но близко знавшие его люди (Турчанинов, прот. И. Леванда) были уверены, что юродство это — добровольно и сознательно. Вскоре он поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, продолжая и здесь вести себя странно. Но композиции и в это время Ведель не оставлял.
    По некоторым источникам, Ведель умер в 1806 г. в Инвалидном доме, но по Турчанинову (что более заслуживает доверия) — в 1810г., в родительском доме, куда переехал за несколько дней до смерти. Погребение было весьма многолюдным и торжественным. Однако, спустя четверть века, Турчанинов, бывший проездом в Киеве, уже не смог отыскать его могилу.
    Музыка Веделя отличается, при полном подчинении господствовавшему тогда "итальянскому" стилю, большой искренностью, вниманием к молитвенному тексту, возвышенной сентиментальностью и мелодичностью. Композитор стремился согласовать музыку с текстом, стремился подыскать религиозному молитвенному содержанию соответствующие движения мелодии, — описать или иллюстрировать текст музыкою. Как человек глубоко религиозный, Ведель имел духовную потребность отражать в музыке самые сокровенные движения души. Вообще же в музыке Веделя преобладает лиризм, часто наивный, но искренний.
    Самой большой популярностью пользуется концерт Веделя (для мужского трио) «Покаяния отверзи ми двери». Это сочинение неоднократно редактировалось разными композиторами, аранжировалось для смешанного хора, и в этом последнем виде прочно вошло в репертуар почти всех русских церковных хоров, даже самых скромных и напето на граммофонных пластинках. Хотя это песнопение является стихирой и занимает в богослужении строго определенное, предназначенное для стихиры место, Ведель написал его как концерт. Несмотря на запреты и отсутствие публикаций, некоторые сочинения Веделя (прежде всего "Покаяния") стали едва ли не обязательной частью репертуара многих церковных хоров и остаются таковыми поныне. Хотя из других произведений Артемия Веделя до наших дней в практике церковных хоров осталось очень немного, мастерское исполнение их под управлением автора, который сам был превосходным певцом, способствовало сохранению и прославлению этих произведений.


Русские композиторы