Лядов Анатолий Константинович
(1855 - 1914)

    Анатолий Константинович Лядов - замечательный композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Театральная артистическая среда, свободный доступ за кулисы содействовали его артистическому развитию. Врожденная музыкальность развилась под руководством отца (главного дирижера русской оперы в Петербурге) настолько, что 9 лет от роду он написал 4 романса. В 1878 окончил курс в Санкт-Петербургской консерватории, где занимался у Ю.И. Иогансена (гармония, контрапункт) и у Н.А. Римского-Корсакова (оркестровка и свободное сочинение). Знакомство с балакиревским кружком и особенно общение с Балакиревым, очень его полюбившим, оказали большое влияние на расширение его музыкального кругозора. Отношения его к Римскому-Корсакову скоро перешли в дружбу. Еще во время учения в консерватории Лядов был сотрудником Балакирева и Римского-Корсакова по редактированию для печати оркестровых партитур обеих опер Глинки, к стилю которого он примыкает в своих собственных сочинениях. Он участвовал, вместе с Римским-Корсаковым, Бородиным и Кюи в коллективных сочинениях. С 1878 года преподавал в Санкт-Петербургской консерватории по классу свободного сочинения (с 1886 профессор). Его курс гармонии, основанный на лекциях профессора Иогансена, переработан и систематизирован Римским-Корсаковым в его учебнике. В начале 1880-х годах Лядов, вместе с А.К. Глазуновым и Римским-Корсаковым, сделался руководителем основанных М.П. Беляевым музыкального издательства, русских квартетных вечеров и симфонических концертов, выступая в последних и дирижером. После смерти Беляева, учредившего попечительный совет для заведования основанным им музыкальным делом, Лядов, вместе с Римским-Корсаковым и Глазуновым, состоял членом этого совета.
    Лядов написал сравнительно немного (около 75 отдельных opus'ов), но все, им написанное, значительно, многое же представляет собою шедевры искусства. Ведущий жанр - миниатюра: фортепьянная (популярная "Музыкальная табакерка", сюита "Бирюльки"), симфоническая ("Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора"), вокальная (романсы, песни на народные слова). Миниатюры отличаются ясностью фактуры, характерностью и богатством мелодии, хрустальной чистотой гармонии, разнообразной, изощренной, но не вычурной, превосходной звучностью. Влияния Шопена, Шумана, Глинки, а в последних сочинениях - и Скрябина, не заглушают собственной индивидуальности автора, коренящейся в русском народном музыкальном творчестве. Глубокое знание последнего и в его высокохудожественных обработках русских народных песен (их сделано более 200), и в немногочисленных духовных произведениях. Особняком стоит фантазия для оркестра: "Из Апокалипсиса", запечатленная суровой мистикой в духе русских народных духовных стихов. Лядов скончался в полном расцвете таланта. Среди его учеников: Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, В.М. Беляев.


Русские композиторы