Анатолий Константинович Лядов - замечательный композитор, дирижер, педагог,
музыкально-общественный деятель. Театральная артистическая среда, свободный доступ
за кулисы содействовали его артистическому развитию. Врожденная музыкальность развилась
под руководством отца (главного дирижера русской оперы в Петербурге) настолько, что 9
лет от роду он написал 4 романса. В 1878 окончил курс в Санкт-Петербургской консерватории,
где занимался у Ю.И. Иогансена (гармония, контрапункт) и у Н.А. Римского-Корсакова
(оркестровка и свободное сочинение). Знакомство с балакиревским кружком и особенно
общение с Балакиревым, очень его полюбившим, оказали большое влияние на расширение его
музыкального кругозора. Отношения его к Римскому-Корсакову скоро перешли в дружбу. Еще во
время учения в консерватории Лядов был сотрудником Балакирева и Римского-Корсакова по
редактированию для печати оркестровых партитур обеих опер Глинки, к стилю которого он
примыкает в своих собственных сочинениях. Он участвовал, вместе с Римским-Корсаковым,
Бородиным и Кюи в коллективных сочинениях. С 1878 года преподавал в Санкт-Петербургской
консерватории по классу свободного сочинения (с 1886 профессор). Его курс гармонии,
основанный на лекциях профессора Иогансена, переработан и систематизирован
Римским-Корсаковым в его учебнике. В начале 1880-х годах Лядов, вместе с А.К. Глазуновым
и Римским-Корсаковым, сделался руководителем основанных М.П. Беляевым музыкального
издательства, русских квартетных вечеров и симфонических концертов, выступая в последних
и дирижером. После смерти Беляева, учредившего попечительный совет для заведования
основанным им музыкальным делом, Лядов, вместе с Римским-Корсаковым и Глазуновым, состоял
членом этого совета.
Лядов написал сравнительно немного (около 75 отдельных opus'ов), но все, им написанное,
значительно, многое же представляет собою шедевры искусства. Ведущий жанр - миниатюра:
фортепьянная (популярная "Музыкальная табакерка", сюита "Бирюльки"), симфоническая
("Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора"), вокальная (романсы, песни на народные
слова). Миниатюры отличаются ясностью фактуры, характерностью и богатством мелодии,
хрустальной чистотой гармонии, разнообразной, изощренной, но не вычурной, превосходной
звучностью. Влияния Шопена, Шумана, Глинки, а в последних сочинениях - и Скрябина, не
заглушают собственной индивидуальности автора, коренящейся в русском народном музыкальном
творчестве. Глубокое знание последнего и в его высокохудожественных обработках русских
народных песен (их сделано более 200), и в немногочисленных духовных произведениях.
Особняком стоит фантазия для оркестра: "Из Апокалипсиса", запечатленная суровой мистикой
в духе русских народных духовных стихов. Лядов скончался в полном расцвете таланта. Среди
его учеников: Б.В. Асафьев, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, В.М. Беляев.