Львовский Григорий Федорович
(1830 - 1894)

    1812 года к Российской Империи отошла территория между Прутом и Днестром - практически вся нынешняя Молдавия. Здесь, неподалеку от Кишинева (в котором жило тогда не более десяти тысяч человек), в 1830 году в семье церковного псаломщика Феодора Львовского родился сын Григорий.
    Находясь постоянно в храме, в буквальном смысле «с пеленок» осваивал юный Григорий церковное чтение и пение. Естественным было получение духовного образования и, со временем, места отца. Однако во время обучения в Кишиневской духовной семинарии становятся очевидными незаурядные музыкальные способности Львовского, и по окончании семинарского курса он едет не домой, а в Петербург, где успешно поступает в Придворную певческую капеллу, директором которой был тогда А.Ф. Львов. Закончив обучение в капелле и получив диплом регента, Львовский возвращается на родину, и ему сразу предлагают место регента архиерейского хора в Кишиневе. В этой должности он проработал меньше двух лет: в Петербурге не забыли талантливого юношу из Бессарабии, и когда потребовался регент в Александро-Невскую лавру, по рекомендации Львова он был вызван обратно в столицу. Спустя два года двадцатисемилетнего Львовского ждало еще одно, на сей раз уже окончательное, повышение - он становится регентом Петербургского митрополичьего хора и ему поручено заведовать хором Исаакиевского собора. В этом качестве Григорий Львовский прослужил 35 лет, выйдя в отставку по состоянию здоровья лишь за год до смерти (умер 5 октября 1894 года).
    Большой талант в сочетании с огромным практическим опытом регента позволили Львовскому стать одним из лучших церковных композиторов своего времени. В своих переложениях он старался в точности сохранить подлинную мелодию древних напевов, не меняя ее оригинального ритма .
    Оригинальные сочинения Львовского несколько свободнее, но и в них видно, что главная цель автора - прежде всего передать содержание молитвенного текста в соответствующей форме. Во многих случаях (как, например, в знаменитом «Ныне силы») ему это несомненно удавалось. Многие из его произведений и обработок заслуженно стали классикой церковного пения в одном ряду с Бортнянским и Львовым. Просто, красиво, по-настоящему церковно.


Русские композиторы