Львов Алексей Федорович
(1798 — 1870)

    Алексей Федорович Львов родился в Ревеле 25 мая 1798 года. С семилетнего возраста начал играть на скрипке; учителями музыки у него были немецкие виртуозы и теоретики: Кайзер, Бем, Шейнур, а по гармонии и вообще по теоретическим дисциплинам — Цейнер. Львов получил домашнее, но основательное музыкальное образование. В 1814 году Алексей Федорович поступил в Институт инженеров, который он в 1818 году окончил с отличием и был сейчас же определен в распоряжение графа Аракчеева для построений военных поселений; игры на скрипке не оставлял. В 1826 году А.Ф. Львов стал старшим адъютантом при управляющем 3-м отделением корпуса жандармов, а через год, по желанию императора Николая I, был определен по делам, касающимся поездок Государя по России и за границу.
    После одной из поездок с Государем в Пруссию, в 1833 году, Львов написал гимн «Боже, царя храни» (слова В.А. Жуковского). Тогда же Львов был переведен в кавалергарды и назначен флигель-адъютантом.
    Во все это время А.Ф. Львов не оставлял своих занятий музыкой. Не имея возможности (из-за своего служебного положения) выступать в публичных концертах, он, музицируя в кружках, салонах, на благотворительных вечерах, прославился как замечательный виртуоз. Лишь во время путешествий за границей Львов выступал перед широкой аудиторией. Здесь у него завязались дружеские отношения с Ф. Мендельсоном, Дж.Мейербером, Г.Спонтини, Р.Шуманом, высоко ценившим исполнительское мастерство Львова-солиста и дирижера. Он получил почетные дипломы и разные почетные звания от различных заграничных музыкальных учреждений. Последователь классической школы, Львов изложил основные начала скрипичной игры в брошюре «Советы начинающим играть на скрипке», к которым приложил собственные «24 каприса», не утерявших до сих пор художественно- педагогического значения. С 1835 г. в доме Львова проходили еженедельные квартетные собрания. Возглавляемый им струнный квартет получил широкую известность. Славились и симфонические концерты, устраивавшиеся Львовым, ставшие основой созданного им «Концертного общества» (1850).
    В 1836 году А.Ф. Львов был произведен в полковники, а в конце того же года стал выполнять обязанности директора Придворной певческой капеллы. В этот период повысился художественный уровень исполнения хора капеллы (в 1837-39 гг. ее капельмейстером был Глинка), при ней были учреждены в 1839 г. инструментальные классы. Утвержден же в этой должности Львов был лишь через 12 лет, в 1849 году, уже в чине генерал-майора царской свиты. Львов вообще был близок к царской семье, принимал живое участие в домашних концертах, давал уроки пения одной из великих княжон. Государь иногда посещал Львова на дому и был крестным отцом детей Львова.
    По-видимому, до своего назначения в капеллу Львов занимался только светской музыкой; им были написаны и оперы, но они большого успеха не имели, так как Львов в этой области музыкального творчества не решался отойти от подражания итальянцам, мощно царившим тогда в музыкальном мире России. Уже исполняя должность директора капеллы, Львов отправился в 1840 году отпуск и стал брать уроки у композитора Спонтини, чтобы пополнить и усовершенствовать свои знания композиторской техники.
    Значительный чин, приближенность к царской семье и международная музыкальная известность создавали новому директору Придворной Певческой капеллы нужный для проведения во всероссийском масштабе реформы церковного пения авторитет, еще усиленный последовавшим вскоре после назначения и.о. директора капеллы производством в генерал-майоры и награждением его высокими степенями некоторых орденов.
    К моменту назначения А.Ф. Львова на пост директора капеллы не было еще речи о русском литургическом музыковедении или о русском музыковедении вообще. Строго унисонное старообрядческое и единоверческое, богослужебное пение было Львову чуждо. Старообрядцы тогда преследовались правительством, и их пение, как и пение единоверцев, рассматривалось принадлежащими к синодальной церкви как «отсталость», как пережиток не заслуживающей внимания «мнимой старины» — следствие невежественного презрения ко всему прошедшему.
    Для достижения единства церковного пения необходимы были: 1) положенный на четырехголосный смешанный хор круг всего придворного пения и всего того пения, которое, для одного голоса, содержится в богослужебных синодального издания певческих книгах, и объявление такого переложения обязательным для всех церковных хоров России; 2) образование более или менее образованных регентских кадров, так или иначе зависящих от капеллы и подлежащих ее контролю.
    В 1853 году А.Ф. Львов, оставаясь директором Придворной Певческой капеллы, перешел на гражданскую и придворную службу в чине тайного советника со званием гофмейстера Двора Его Величества. В 1861 году А.Ф. Львов был произведен в звание обер-гофмейстера и подал прошение об отставке по причине расстроенного здоровья; но и в отставке Львов не прекратил своей музыкальной деятельности. Здоровье А.Ф. Львова пошатнулось еще в 1840 году: на маневрах около Петербурга лошадь Львова, испугавшись, сбросила его и после этого у Львова начала развиваться глухота. Но, несмотря на прогрессировавшую глухоту, Львов продолжал отлично слышать музыку и немедленно замечал малейшую фальшь в музыке и в пении. В 1870 году, 16 октября, А.Ф. Львов скончался в имении своей дочери Романи близ Ковно (Каунаса) и был погребен в соседнем Пожайском монастыре.
    У Львова имеются до 40 оригинальных сочинений, среди которых 4 концерта, архиерейское богослужение и др. В них он стремился избегать искусственности, возможно ближе передавая музыке содержание текста. Особенно глубоки по содержанию песнопения поста, в частности «Вечери твоея тайныя», «Тебе одеющагося светом», «Да молчит всяка плоть». Львову принадлежит также обработка оратории «Stabat mater» Перголези для солистов, хора и оркестра (в оригинале без хора).

Источники:
        http://oss.multimedia.ru/glossary/glossary.html?id=&owner_id_select=220,
        http://www.liturgy.ru/php/komp_bio.php?id=258


Русские композиторы