Алексей Федорович Львов родился в Ревеле 25 мая 1798 года. С семилетнего возраста
начал играть на скрипке; учителями музыки у него были немецкие виртуозы и теоретики:
Кайзер, Бем, Шейнур, а по гармонии и вообще по теоретическим
дисциплинам — Цейнер. Львов получил домашнее, но основательное
музыкальное образование. В 1814 году Алексей Федорович поступил в Институт инженеров,
который он в 1818 году окончил с отличием и был сейчас же определен в
распоряжение графа Аракчеева для построений военных поселений; игры на скрипке
не оставлял. В 1826 году А.Ф. Львов стал старшим адъютантом при управляющем 3-м
отделением корпуса жандармов, а через год, по желанию императора Николая I, был
определен по делам, касающимся поездок Государя по России и за границу.
После одной из поездок с
Государем в Пруссию, в 1833 году, Львов написал гимн «Боже, царя
храни» (слова В.А. Жуковского). Тогда же Львов был
переведен в кавалергарды и назначен флигель-адъютантом.
Во все это время А.Ф. Львов не оставлял своих
занятий музыкой. Не имея возможности (из-за своего служебного положения) выступать в
публичных концертах, он, музицируя в кружках, салонах, на благотворительных вечерах,
прославился как замечательный виртуоз. Лишь во время путешествий за границей Львов
выступал перед широкой аудиторией. Здесь у него завязались дружеские отношения с Ф.
Мендельсоном, Дж.Мейербером, Г.Спонтини, Р.Шуманом, высоко ценившим исполнительское
мастерство Львова-солиста и дирижера. Он получил почетные дипломы и разные почетные
звания от
различных заграничных музыкальных учреждений. Последователь классической школы, Львов
изложил основные начала скрипичной игры в брошюре «Советы начинающим играть на скрипке»,
к которым приложил собственные «24 каприса», не утерявших до сих пор художественно-
педагогического значения. С 1835 г. в доме Львова проходили еженедельные квартетные
собрания. Возглавляемый им струнный квартет получил широкую известность. Славились и
симфонические концерты, устраивавшиеся Львовым, ставшие основой созданного им «Концертного
общества» (1850).
В 1836 году А.Ф. Львов был произведен в полковники, а в конце того же года
стал выполнять обязанности директора Придворной певческой
капеллы. В этот период повысился художественный уровень исполнения хора капеллы
(в 1837-39 гг. ее капельмейстером был Глинка), при ней были учреждены в 1839 г.
инструментальные классы. Утвержден же в этой должности Львов был лишь через 12 лет,
в 1849 году, уже в чине генерал-майора царской свиты. Львов вообще был близок к царской
семье, принимал живое участие
в домашних концертах, давал уроки пения одной из великих княжон. Государь иногда посещал
Львова на дому и был крестным отцом детей Львова.
По-видимому,
до своего назначения в капеллу Львов занимался только светской
музыкой; им были написаны и оперы, но они большого успеха не имели,
так как Львов в этой области музыкального творчества не решался
отойти от подражания итальянцам, мощно царившим тогда в музыкальном
мире России. Уже исполняя должность директора капеллы, Львов отправился в 1840 году
отпуск и стал брать уроки у композитора Спонтини, чтобы пополнить и усовершенствовать
свои знания композиторской техники.
Значительный чин, приближенность к царской
семье и международная музыкальная известность создавали новому
директору Придворной Певческой капеллы нужный для проведения во
всероссийском масштабе реформы церковного пения авторитет, еще
усиленный последовавшим вскоре после назначения и.о. директора
капеллы производством в генерал-майоры и награждением его высокими
степенями некоторых орденов.
К моменту назначения А.Ф. Львова на пост директора капеллы не
было еще речи о русском литургическом музыковедении или о русском
музыковедении вообще. Строго унисонное старообрядческое и единоверческое, богослужебное
пение было Львову чуждо. Старообрядцы тогда преследовались
правительством, и их пение, как и пение единоверцев, рассматривалось
принадлежащими к синодальной церкви как «отсталость», как пережиток не заслуживающей
внимания «мнимой старины» — следствие
невежественного презрения ко всему прошедшему.
Для достижения единства церковного пения необходимы
были: 1) положенный на четырехголосный смешанный хор круг всего
придворного пения и всего того пения, которое, для одного голоса,
содержится в богослужебных синодального издания
певческих книгах, и объявление такого переложения обязательным для
всех церковных хоров России; 2) образование более или менее
образованных регентских кадров, так или иначе зависящих от капеллы и
подлежащих ее контролю.
В 1853 году А.Ф. Львов,
оставаясь директором Придворной Певческой капеллы, перешел на
гражданскую и придворную службу в чине тайного советника со званием
гофмейстера Двора Его Величества. В 1861 году А.Ф. Львов был
произведен в звание обер-гофмейстера и подал прошение об отставке по
причине расстроенного здоровья; но и в отставке Львов не прекратил
своей музыкальной деятельности. Здоровье А.Ф. Львова пошатнулось еще
в 1840 году: на маневрах около Петербурга лошадь Львова, испугавшись, сбросила его
и после этого у Львова начала развиваться глухота. Но, несмотря на
прогрессировавшую глухоту, Львов продолжал отлично слышать музыку и
немедленно замечал малейшую фальшь в музыке и в пении.
В 1870 году, 16 октября, А.Ф. Львов скончался в имении своей дочери Романи близ
Ковно (Каунаса) и был погребен в соседнем Пожайском монастыре.
У Львова имеются до 40
оригинальных сочинений, среди которых 4 концерта, архиерейское
богослужение и др. В них он стремился избегать искусственности,
возможно ближе передавая музыке содержание текста. Особенно глубоки
по содержанию песнопения поста, в частности «Вечери твоея тайныя»,
«Тебе одеющагося светом», «Да молчит всяка плоть». Львову принадлежит также
обработка оратории «Stabat mater» Перголези для солистов, хора и оркестра (в
оригинале без хора).