Голованов Николай Семенович
(1891–1953)

    Голованов Николай Семенович — выдающийся композитор, хоровой дирижер и композитор. Родился 9 января 1891 г., умер 15 августа 1953 г. по старому стилю. В 1909 г. окончил Синодальное училище, а затем Московскую консерваторию. Был преподавателем синодального училища (дирижирование) и помощником регента Синодального хора Н.Данилина. В послеоктябрьские годы дирижер Большого театра и профессор Московской консерватории. Славился замечательным исполнением русских опер: с 1919 года активно участвовал в работе оперной студии, основанной Станиславским, с 1937 года — художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Умер в звании Народного артиста СССР.
    Сочинения Голованова — последняя глава истории церковного пения в России и ее "нового направления", прежде всего музыка талантливого и высокообразованного композитора и знатока хора. Выросшая в центре "новой русской школы" (Синодальное училище) и ее "вождя" — А.Кастальского, она сохранила некоторые черты этой школы; но в ней много особенностей, обусловленные прежде всего возможностью исполнять ее, во-вторых — талантливостью автора. Сочинения Голованова (ор 1 — для мужского хора, 3,5 и 9 — для смешанного) предполагают для исполнения наличие образцового хора. Гармония изобилует диссонирующими аккордами, задержаниями, разумными модуляциями. Но диссонансы Голованова не бездушны, а обусловлены стремлением передать особое настроение, усилить значение текста, естественные для слуха и понятные. Что особо поражает в творчестве Голованова — это необыкновенность молитвенность многих его сочинений. Несмотря на сложнейшие конструкции его произведений, они церковны, при их пении можно молиться, это "богослужебная" музыка. Такие произведения, как "Ныне отпущаеши..." (ор. 3, N 1), "Хвалите Имя Господне..." (ор. 3, N 2), "Душе моя..." (ор.5, N1), "Богородице Дево, радуйся..." (ор. 9, N1), "Ныне силы небесныя..." (ор. 9, N3), "В молитвах неусыпающую Богородицу..." не имеют себе равных среди произведений этого стиля, как оригинальных, так и переложений. В последних чувствуется влияние Синодального училища, но своеобразие и сложность — это главное у Голованова. Большой распевностью отличается — "Приидите поклонимся..." (ор. 5 N2), "Елицы во Христа..." (ор. 9 N2), "Господи спаси...", трисвятое; "Блажен муж..." (ор. 9 N6) больше всего в духе "Синодального училища" и очень трудное по технике Херувимская песнь (ор. 5 N3), Софроньевская. Все сочинения, перечисленные здесь, написаны для смешанного хора. Теми же качествами обладают произведения для мужского хора.
    Сложность изложения сочинений Голованова, поздний выход из печати, последовавший крах всего церковно-певческого дела в России служили причиной того, что о них в наших церковных хорах почти не знали и не исполняли. Исключение представлял только Синодальный хор, который пел сочинения Голованова и особенно хорошо под управлением автора в Успенском соборе.

Источник:
        http://www.seminaria.ru/compozers/golovanov.htm


Русские композиторы