Рейтинг@Mail.ru
Православная литература в формате WORD (.doc) и духовная музыка - О Храме и богослужении / Всенощное бдение и Литургия / Примечания

Всенощное бдение и Литургия
Разъяснение церковного богослужения

Примечания


   1 - Благодать - спасительная сила Божия, Божественная энергия, необходимая человеку для совершенствования в духовно-нравственной жизни.
   2 - Сочинения блаж. Симеона, архиепископа Фессалоникийского. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. Гл. 96 // Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Ч. 2. СПб., 1856 [репринт: М., 1994]. С. 181.
   3 - См.: Флоренский П.А. Иконостас. М., 1994. С. 61-62.
   4 - Епископ (греч.- назиратель), архиерей - главный пастырь в своей епархии, пекущийся о благоустроении Святой Церкви и управляющий всем вверенным ему от Бога обществом верующих, как видно из Книги Деяний апостольских (20, 28-30); 1 Пет. 5, 2, 3; 1 Тим. 3, 1-7; Тит. 1, 7-9.
   5 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 5. С. 14.
   6 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 137. С. 221.
   7 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 141. С. 228.
   8 - Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М, 1973. С. 19.
   9 - Музыкальная эстетика России XI-XVIII веков. М, 1973. С. 19.
   10 - Искушение (испытание) - здесь в смысле прельщения диавольского.
   11 - Святитель Василий Великий. Письмо 199 [= epist.207, 3] // Творения. Т. 3. СПб., 1911. С. 238, 239.
   12 - Святитель Иоанн Златоуст. Беседа после землетрясения // Творения в русском переводе. Т. 2. Кн. 2. СПб., 1896 [репринт: М., 1994]. С. 760, 762.
   13 - Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // "Богословские труды", сб. 18. М., 1978. С. 11.
   14 - Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // "Богословские труды", сб. 18. М., 1978. С. 14.
   15 - Адама и Евы.
   16 - Хор называется также лик, т. е. с греч.- собрание.
   17 - Соловьев И. И. Великая ектения. М., 1911.
   18 - Стихира - с греч.- что написано стихами, стихотворение. В богослужении стихирами называются песнопения, повествующие о празднуемом событии. Они поются со стихами.
   19 - Стих - в богослужении это краткое изречение или песнь, избранная из Псалтири или других книг Священного Писания и предваряющая пение, чтение и некоторые молитвы.
   20 - Слово 41,2// Творения. Т. 1. СПб., б. г. [репринт: СТСЛ, 1994]. С. 576; Слово 44, 5 // Там же. С. 657.
   21 - Точное изложение православной веры, 23 // Преподобный Иоанн Дамаскин. Источник знания. М., 2002 (ПСТБИ. Святоотеческое наследие. Т. 5). С. 328.
   22 - Святитель Василий Великий. К Амфилохию о Духе Святом. Гл. 29, § 73 // Творения. Т. 1. СПб., 1911. С. 638-639.
   23 - Архиепископ Вениамин. Новая скрижаль. Ч. 2, § 20. СПб., 1899 [репринт М., 1992]. С. 87.
   24 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 301. С. 459.
   25 - В дни памяти святых апостолов паримий читаются из Нового Завета - из Посланий апостольских. Поэтому при чтении их не закрываются царские врата, как при ветхозаветных паримиях.
   26 - Притвор - первая входная часть храма, в древности - место кающихся и оглашенных.
   27 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 305. С. 466.
   28 - В древности, когда всенощное бдение длилось всю ночь, христиане направлялись в трапезную и подкрепляли свои силы этими благословенными хлебами. В Служебнике сказано: "Ведомо (известно) же будет, яко благословенный хлеб есть помогательный от всяких зол (болезней), аще с верою приемлется".
   29 - Это прошение было особенно важным в первые века, когда христиане, исполненные благодати Святого Духа, импровизировали на молитве.
   30 - Успенский Н. Д. Цит. соч., с. 39; Скаббалланович М. Толковый типикон. Вып. 2. Киев, 1913 [репринт: 1994 и др.]. С. 200.
   31 - В первые века христианства был обычай после тех или иных молитвословий сидеть и размышлять о прослушанном. Из этих размышлений родились песнопения, которые получили название седальнов.
   32 - Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). М, 1894. С. 115.
   33 - Блаженный Иероним Стридонский. Против Вигилянция, [7] // Творения. Киев, 1880. Ч. 4. С. 302 (Б-ка творений св. отцов и учителей Церкви западных. Кн. 6).
   34 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 274. С. 416, 417.
   35 - Новая скрижаль, ч. 2, § 17.- Указ, изд., с. 117.
   36 - Скабалланович М. Цит. соч., с. 289.
   37 - Скабалланович М. Цит. соч., с. 289.
   38 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 275. С. 419.
   39 - В древних чинах литургий народ возглашал: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение" перед причащением Святых Тайн (см.: Апостольские постановления VIII, 13 // Постановления апостольские, через св. Климента, епископа Римского, преданные / Пер. о. Иннокентия Новгородова. СПб., 2002 [с изд.: Казань, 1864]. С. 189-190. Ср. VII, 47. С. 168).
   40 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 279 [= cap. 314]. С. 422.
   41 - Святитель Ириней Лионский. Против ересей V, 8, 1 // Сочинения св. Иринея, епископа Лионского / Изд. в рус. пер. прот. П. Преображенским. СПб., 1900 [репринт: М., 1996]. С. 460.
   42 - Отпуст - благословение священника на выход молящихся из храма после богослужения.
   43 - Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45 [= eth. 1] // Творения. Т. 1. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1993 [репринт с изд.: М., 1890]. С. 396.
   44 - Преп. Макарий Египетский. Беседа 14, 7 // Духовные беседы. Изд. 4-е. Сергиев Посад, 1904 [репринт: М., 1998 и др.]. С. 107. Ср.: Слово 14, 32 // Он же. Духовные слова и послания. Собрание типа I (Vatic, grace. 694). М., 2002. С. 561.
   45 - Святитель Игнатий Антиохийский. Послание к смирнянам, 8 // Писания мужей апостольских / Пер. прот. Петра Преображенского. СПб., 1895 [М., 2003, дополн.]. С. 305 [= 367 нижней пагин.].
   46 - Слово греческое - вместопрестолие. На плате изображено положение Иисуса Христа во гроб и четыре евангелиста. В антиминс зашивается часть мощей, в напоминание того, что христиане первых веков совершали Евхаристию на гробах мучеников.
   47 - Собрание писем епископа Феофана Затворника. Вып. 4. М., 1899. № 629. С. 103.
   48 - В Святом Евангелии и Посланиях хлеб называется по гречески "артос", что значит "поднявшийся, вскисший", а пресный хлеб - "азимон". Апостолы употребляли квасный хлеб на Евхаристии (Деян. 2, 42, 46; 20, 11; 1 Кор. 11, 23-28; 10, 16, 17).
   49 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 54. С. 107.
   50 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 62. С. 125.
   51 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 62. С. 125-126.
   52 - Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 81.
   53 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 62. С. 128-129.
   54 - Оглашенные, т. е. оглашаемые, - люди, готовящиеся к таинству Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные от Причастия. Оглашенные присутствовали на литургии до возгласа диакона: Елицы оглашенныи, изыдите. Состав этой части службы имеет учительный, огласительный характер.
   55 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 64. С. 132.
   56 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 274. С. 413.
   57 - [Григорий, иеромонах.] Литургия Божественной Евхаристии. [Божественная Литургия по святому Иоанну Златоусту / Пер. с новогреч.] //"Богословские труды", Сб. 21. М, 1980. С. 134; То же: Иеромонах Григорий (Святая Гора Афон). Литургия Божественной Евхаристии. Божественная Евхаристия по святому Иоанну Златоусту. Клин, 2001. С. 39.
   58 - Эти антифоны имеют такое название потому, что входят в Последование изобразительных, или в просторечии обедницы.
   59 - Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 72.
   60 - Святитель Иоанн Златоуст. Беседа 1, 1 на Ис. 6, 1 // Творения в русском переводе. Т. 6. Кн. 1. СПб., 1900 [репринт: М., 1998]. С. 380.
   61 - Святитель Иоанн Златоуст. Слово против упивающихся, 3 // Творения в русском переводе. Т. 2. Кн. 1. СПб., 1899 [репринт: М., 1993]. С. 485.
   62 - Скабалланович М. Толковый типикон. Киев, 1913. С. 19.
   63 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 103. С. 132.
   64 - Беседа 3, 4 на Поел, к Кол. 1, 15-18 // Творения. Т. 12. Кн. 2. СПб., 1906. С. 1328.
   65 - Аналой (аналогий, налой) - высокий столик с наклонной крышкой.
   66 - Амвон - часть солеи, напротив царских врат, выдвинутая в храм. Изображает гору, корабль, с которых Господь Иисус Христос проповедовал народу Свое Божественное учение, и камень при Гробе Господнем, с которого ангел благовестил мироносицам о Воскресении Христа.
   Солея - возвышение перед иконостасом.
   67 - Святитель Иоанн Златоуст. Творения, т. XI. СПб., 1905. С. 248.
   68 - Литургия верных - самая важная часть Божественной литургии. Свое название получила оттого, что присутствуют при ее совершении только верные, принявшие Святое Крещение.
   69 - Иеромонах Григорий. Литургия Божественной Евхаристии //"Богословские труды". Сб. 21. М., 1980. С. 134; Клин, 2001. С. 40.
   70 - Дориносимый - греч. δορυφορούμενον - копьеносимый; указывает на древний обычай воинского триумфа (прославления), особенно после победы над противником, торжественно поднимать на щите, положенном на древки копий, своего полководца. В церковном значении это слово изображает величественное и таинственное шествие Сына Божия, сопровождаемого воинствами Небесных Сил.
   71 - Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии // Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. СПб., 1857. Ч. 3; Цит. по переизд.: Киев, 2003. С. 61 ("Об исповедании веры..."). См. также кн.: Христос. Церковь. Богородица: Богословские труды св. Николая Кавасилы. М., 2002.
   72 - Ширинкин А. Догматическое содержание Евхаристического канона Божественной литургии (по чинопоследованиям св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста). Загорск, Троице-Сергиева Лавра, 1965. Машинопись, с. 14, 15.
   73 - Поучение тайноводственное пятое, 4 // Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения. М., 1900 (Репринт: М., 1991). С. 334.
   74 - Иеромонах Григорий. Литургия Божественной Евхаристии //"Богословские труды". Сб. 21. М., 1980. С. 135; Клин, 2001. С. 41.
   75 - Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 89.
   76 - Арсений, митрополит Киевский и Галицкий. Изъяснение Божественной литургии. Киев, 1879. С. 334.
   77 - Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Цит. изд. С. 91-92.
   78 - Слово о священстве 3, 3 // Творения в русском переводе. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898 [репринт: М, 1991]. С. 425.
   79 - Симеон, архиепископ Солунский. Цит. соч. Гл. 338 С. 542.
   80 - Ветелев Александр, протоиерей. Божественная литургия. Москва-Загорск, 1968. С. 295-299. Машинопись.
   81 - Св. Николай Кавасила. Цит. соч. С. 83-84 ("О том, как священник молится о Святых Дарах...").
   82 - Этот возглас вследствие его важности всегда и во всех чинопоследованиях должен говорить только священник (или епископ).
   83 - Св. Николай Кавасила. Цит. соч. С. 87 ("О том, что священник возглашает к народу...").
   84 - Св. Николай Кавасила. Цит. соч. С. 88 ("О том, что священник возглашает к народу...").
   85 - Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 96-113 (ч. 2, гл. 4. Святая Евхаристия). Переизд.: Нижний Новгород, 1996. С. 115-138).
   86 - Святитель Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам 20, 2 // Писания мужей апостольских. СПб., 1895. С. 278 [М., 2003. С. 340 нижней пагин.].
   87 - Архим. Киприан (Керн). Евхаристия. Париж, 1947 [2 изд. Париж, 1995; переизд.: М., 1999 и др.]. С. 329-330 (глава "Перенесение св. Даров на жертвенник").
   88 - Преп. Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу Душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве. Гл. 101 // Добротолюбие. Т. 2. М., 1913. С. 179.
   89 - Св. Николай Кавасила. Цит. соч. С. 3 ("О тайне священнодействия литургии").


О Храме и богослужении