Православная литература в формате WORD (.doc) и духовная музыка - О Библии / Ветхий Завет / Предварительные сведения
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Предварительные сведения
Понятие о Священном Писании
Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по
вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» – греческое, означает – «книги». Главной темой Священного Писания является спасение
человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде
прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через
воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания
священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через
боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая – то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель
и Его апостолы.
Первоначальный вид и язык Священного Писания
Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже
много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги),
написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду
не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из
стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно
говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался
на древко. Обычно свитки писались с одной стороны. Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их
склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми
большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно
слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях
никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.
Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой
современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало
несложным делом.
История возникновения ветхозаветных книг
Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.)
можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы
и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: возьмите сию книгу закона и положите ее
одесную ковчега завета Господа Бога вашего (Втор. 31, 26).
Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения
к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, – как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем,
что он вписал слова свои в книгу закона Божия (Нав. 24, 26), т.е. в Моисееву книгу. Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в
начале царского периода, говорится, что он изложил... народу права царства, и написал в книгу (очевидно, уже всем известную и до него
существовавшую), и положил пред Господом (1 Цар. 10, 25), т.е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие. В течение
времени от Самуила до вавилонского пленения (589 лет до Р.Х.) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были
старейшины израильского народа и пророки. О последних как главных авторах еврейской письменности очень часто говорится в Книгах
Паралипоменон. Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев
пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн).
Это было иногда как бы новое издание древних Божественных Писаний, выпускать которые дозволялось, однако, только Богом
вдохновенным людям – пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью.
Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р.Х.), с избранными старейшинами,
издал Книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь Песней и Екклесиаст.
Время от вавилонского пленения до времени Великой
синагоги при Ездре и Неемии (400 лет до Р.Х.) является периодом окончательного завершения ветхозаветного списка священных книг
(канона). Главный труд в этом великом деле принадлежит священнику Ездре, этому святому учителю закона Бога Небесного (см. 1 Езд.
1,12). При содействии ученого Неемии, создателя обширной библиотеки, собравшего сказания о царях и пророках и о Давиде и письма
царей о священных приношениях (2 Мак. 2, 13), Ездра тщательно пересмотрел и издал в одном составе все бывшие до него
боговдохновенные писания и включил в этот состав как Книгу Неемии, так и Книгу со своим собственным именем. Тогда еще
находившиеся в живых пророки Аггей, Захария и Малахия, без сомнения, были сотрудниками Ездры, и их творения в это же время
вошли в список книг, собранных Ездрой.
Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и
книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, Книга Иисуса, сына Сирахова,
написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве в священный канон уже не вошла.
Древность священных
ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так
ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиям тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о
близости самого автора к временам, о которых он повествует. По отзыву знатоков еврейского языка, сам слог Моисеевых книг носит на
себе печать глубочайшей древности. Месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и
т.д. да и сами книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований. Например, берешит («вначале» –
Книга Бытия), ве элле шемот («и сии суть имена» – Книга Исход) и т.д., как бы в доказательство того, что еще не было никаких других
книг, для отличия от которых требовались бы особые названия. Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов
замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.
Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:
1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги
Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.
3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни
Песней.
4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка
Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума,
Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит,
Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они
называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные
издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг
взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии
несколько ветхозаветных книг носят другие названия.
(Примечание: В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги
не входят в кодекс Библии.
Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими. Это молитва царя Манасии в конце "2-ой Кн. Паралипоменон",
части "Кн. Есфирь", не обозначенные счетом стихов, последний псалом "Псалтири", песнь трех отроков в "Кн. пророка Даниила",
история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.)
Краткие сведения о важнейших переводах Писания
1. Греческий перевод семидесяти толковников (Септуагинта). Самый близкий к оригинальному тексту Священного Писания Ветхого
Завета – александрийский перевод, известный под именем греческого перевода семидесяти толковников. Он был начат по воле
египетского царя Птоломея Филадельфа в 271 году до Р.Х. Желая иметь в своей библиотеке священные книги еврейского закона, этот
любознательный государь повелел своему библиотекарю Димитрию озаботиться приобретением этих книг и переводом их на
общеизвестный в то время и самый распространенный греческий язык. Из каждого израильского колена были избраны по шесть самых
способных человек и отправлены в Александрию с точным экземпляром еврейской Библии. Переводчики были помещены на острове
Фаросе, близ Александрии, и закончили перевод за непродолжительное время. Православная Церковь с апостольского времени
пользуется священными книгами по переводу семидесяти.
2. Латинский перевод, Вульгата. До четвертого столетия нашей эры существовало несколько латинских переводов Библии, среди
которых так называемый древнеиталийский, сделанный по тексту семидесяти, пользовался наибольшей популярностью за ясность и
особую близость к священному тексту. Но после того как блаженный Иероним, один из ученейших отцов Церкви IV века, обнародовал в
384 году свой перевод Священного Писания на латинском языке, сделанный им по еврейскому подлиннику, Западная Церковь мало-
помалу стала оставлять древний италийский перевод в пользу перевода Иеронима. В XVI столетии Тридентским Собором перевод
Иеронима был введен во всеобщее употребление в Римокатолической Церкви под именем Вульгаты, что буквально значит
«общеупотребительный перевод».
3. Славянский перевод Библии сделан по тексту семидесяти толковников святыми Солунскими братьями Кириллом и Мефодием в
середине IX века по Р.X., во время их апостольских трудов в славянских землях. Когда моравский князь Ростислав, недовольный
немецкими миссионерами, попросил византийского императора Михаила прислать в Моравию способных наставников веры Христовой,
император Михаил отправил на это великое дело святых Кирилла и Мефодия, основательно знавших славянский язык и еще в Греции
начавших переводить Священное Писание на этот язык. По пути в славянские земли святые братья на некоторое время остановились в
Болгарии, которая также была ими просвещена, и здесь они немало потрудились над переводом священных книг. Свой перевод они
продолжили в Моравии, куда они прибыли около 863 года. Окончен же он был после смерти Кирилла Мефодием в Паннонии, под
покровительством благочестивого князя Коцела, к которому он удалился вследствие возникших междоусобиц в Моравии. С принятием
христианства при святом князе Владимире (988 год) на Русь перешла и славянская Библия, переведенная святыми Кириллом и
Мефодием.
4. Русский перевод. Когда с течением времени славянский язык стал значительно отличаться от русского, для многих чтение
Священного Писания сделалось затруднительным. Вследствие этого был предпринят перевод книг на современный русский язык.
Сначала по указу императора Александра I и по благословению Святейшего Синода был издан Новый Завет в 1815 году на средства
Российского библейского общества. Из ветхозаветных книг была переведена только Псалтирь – как наиболее употребительная в
православном богослужении книга. Затем, уже в царствование Александра II, после нового, более точного издания Нового Завета в 1860
году, появилось печатное издание законоположительных книг Ветхого Завета в русском переводе в 1868 году. В следующем году
Святейший Синод благословил издание исторических ветхозаветных книг, а в 1872 году – учительных. Между тем в духовных журналах
стали часто печататься русские переводы отдельных священных книг Ветхого Завета. Так что полное издание Библии на русском языке
появилось в 1877 году. Не все поддерживали появление русского перевода, предпочитая церковно-славянский. За русский перевод
высказывались святитель Тихон Задонский, митрополит Филарет Московский, позже – святитель Феофан Затворник, святой Патриарх
Тихон и другие выдающиеся архипастыри Русской Православной Церкви.
5. Другие переводы Библии. На французский язык Библия впервые была переведена в 1160 году Петром Вальдом. Первый перевод
Библии на немецкий язык появился в 1460 году. Мартин Лютер в 1522–1532 году вновь перевел Библию на немецкий язык. На
английский язык первый перевод Библии сделал Беда Почтенный, живший в первой половине VIII века. Современный английский
перевод был сделан при короле Иакове в 1603 и издан в 1611 году. В России Библия была переведена на многие языки малых народов.
Так, митрополит Иннокентий перевел ее на алеутский язык, Казанская Академия – на татарский и на другие. Наиболее преуспели в
переводах и распространении Библии на разных языках Британское и Американское библейские общества. Теперь Библия переведена
более чем на 1200 языков.
Также надо сказать, что всякий перевод имеет свои преимущества и недостатки. Переводы, стремящиеся буквально передать
содержание оригинала, страдают тяжеловесностью и трудностью для понимания. С другой стороны, переводы, стремящиеся передать
только общий смысл Библии в самой понятной и общедоступной форме, нередко страдают неточностью. Русский синодальный перевод
избегает обе крайности и сочетает в себе максимальную близость к смыслу оригинала с легкостью языка.