Православная литература в формате WORD (.doc) и духовная музыка - О Библии / Новый Завет / Послания Апостола Павла
НОВЫЙ ЗАВЕТ
Послания Апостола Павла
Значение посланий святого апостола Павла
Из всех новозаветных священных писателей более всего в изложении христианского учения потрудился апостол Павел, написавший
14 посланий. По важности своего содержания они справедливо называются «вторым Евангелием» и всегда привлекали к себе внимание
как мыслителей-философов, так и простых верующих. Сами апостолы не оставляли без внимания этих назидательных творений своего
«возлюбленного собрата», младшего по времени обращения ко Христу, но равного им по духу учения и благодатным дарам (см. 2 Пет. 3,
15–16). Составляя необходимое и важное дополнение к евангельскому учению, послания апостола Павла должны быть предметом самого
внимательного и усердного изучения каждого человека, стремящегося глубже познать христианскую веру. Эти послания отличаются
особой высотой религиозной мысли, отражающей обширную ученость и знание ветхозаветного Писания апостола Павла, а равно и его
глубокое понимание новозаветного Христова учения. Не находя иногда в современном греческом языке необходимые слова, апостол
Павел вынужден был иногда для выражения своих мыслей создавать собственные словесные сочетания, которые потом вошли в широкое
употребление среди христианских писателей. К таким словосочетаниям относятся: «совоскреснуть», «спогребстись Христу», «облечься
во Христа», «совлечься ветхого человека», «спастись банею пакибытия», «закон духа жизни» и т.п.
Связь учения апостола Павла с его жизнью
Послания апостола Павла – это плоды его апостольского усердия в раскрытии учения Христова. Они замечательны тем, что апостол
раскрывает в них христианское учение не отвлеченно, но в тесной связи с развитием основанных им Церквей, своими апостольскими
трудами и личными переживаниями. Так как учение, изложенное в посланиях апостола Павла, тесно переплетается с его личностью, то
знакомство с его жизнью и личностью содействует их пониманию. Поэтому мы познакомим читателя с теми фактами жизни апостола
Павла, которые, по указанию самого апостола, служили для него источником решения вопросов христианского учения о вере и
нравственности. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но
благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а
благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15, 9–10) – так характеризует себя великий «апостол языков» (язычников). Под Этим именем
апостол Павел вошел в историю Христианской Церкви. Наделенный от природы богатыми умственными способностями, он был
воспитан и обучен в строгих фарисейских правилах и, по его собственным словам, преуспевал в иудействе более многих своих
сверстников, будучи в молодости неумеренным приверженцем отеческих своих преданий (см. Гал. 1, 14). Когда же Господь, избравший
его от чрева матери, призвал его к апостольскому служению, он всю энергию, все силы своего великого духа посвятил проповеди имени
Христова среди язычников. Делая это, он претерпел много скорбей от своих ослепленных неверием и ожесточенных против Христа
единоплеменников. Изучая жизнь и труды Павла по Книге Деяний апостолов, поистине нельзя не прийти в изумление от необычной,
несокрушимой энергии этого великого «апостола языков». Трудно представить себе, как этот человек, не обладавший крепким здоровьем
и мощными физическими силами (см. Гал. 4, 13–14), мог перенести столько невероятных трудностей и опасностей, сколько пришлось
перенести их апостолу Павлу ради славы имени Христова. И что особенно замечательно: по мере умножения этих трудностей и
опасностей его пламенная ревность и энергия не только не ослабевали, а еще больше возгорались и крепли. Вынужденный вспомнить для
назидания коринфян о своих подвигах, он так о них пишет: Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в
трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного;
три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской;
много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях
от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в
изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11, 23–27). Сравнивая себя с прочими
апостолами и по смирению называя себя «меньшим» из них, Павел тем не менее со всей справедливостью мог заявить: но я более всех их
потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15, 10). И действительно, без благодати Божией обыкновенный
человек не смог бы поднять таких трудов и совершить столько подвигов. Насколько мужественным, прямым и непоколебимым в своих
убеждениях являл себя апостол Павел перед царями и владыками, настолько же решителен и искренен был он и в отношениях со своими
собратьями апостолами. Так однажды он не остановился даже перед обличением самого апостола Петра, когда этот апостол дал повод к
нареканию в малоазийской столице язычества Антиохии (см. Гал. 2, 11–14). Этот факт важен, между прочим, тем, что ясно говорит
против ложного утверждения римо-католиков, будто апостол Петр был поставлен Господом «князем над прочими апостолами» и как бы
заместителем Самого Господа (от чего Римские папы присваивают себе титул «наместников Сына Божия»). Разве посмел бы Павел,
бывший гонитель Церкви Христовой и позже других пришедший к апостольскому служению, обличать «заместителя» Господа Иисуса
Христа? Это совершенно невероятно. Апостол Павел обличил Петра, как равный равного, как брат брата.
Жизнь и труды апостола Павла
Апостол Павел, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову и родился в киликийском городе
Тарсе (в Малой Азии), который тогда славился своей греческой академией и образованностью своих жителей. Как уроженец этого города
и как происходивший от иудеев, вышедших из рабства от римских граждан, Павел имел права римского гражданина. В Тарсе Павел
получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой, ибо в его речах и посланиях ясно
проглядывают следы знакомства с языческими писателями (см. Деян. 17, 28; 1 Кор. 15, 33; Тит. 1, 12). Свое окончательное образование
он получил в Иерусалиме в славившейся тогда раввинской академии у знаменитого учителя Гамалиила (см. Деян. 22, 3), который
считался знатоком Закона и, несмотря на принадлежность к партии фарисеев, был человеком свободомыслящим (см. Деян. 5, 34) и
любителем греческой мудрости. Здесь же, по принятому у евреев обычаю, молодой Савл изучил искусство делать палатки, которое потом
помогло ему зарабатывать средства на пропитание собственным трудом (см. Деян. 18, 3; Кор. 11, 8; 2 Фес. 3, 8). Молодой Савл, видимо,
готовился к должности раввина, а потому сразу же по окончании своего воспитания и образования он проявил себя сильным ревнителем
фарисейских преданий и гонителем веры Христовой. Может быть, по назначению синедриона он был свидетелем смерти первомученика
Стефана (см. Деян. 7, 58; 8, 1), а затем получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины в Дамаске (см.
Деян. 9, 1–2). Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный», на пути в Дамаск чудесным образом призвал его к апостольскому
служению. Во время путешествия Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: Савл,
Савл, почему ты гонишь Меня? На вопрос Савла: Кто Ты? – Господь ответил: Я Иисус, Которого ты гонишь. Господь повелел Савлу
идти в Дамаск, с тем, что ему будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но свет не видели. Приведенный
под руки в Дамаск, ослепший Савл был научен вере и на третий день крещен Ананией. В момент погружения в воду Савл прозрел. С
этого времени он сделался ревностным проповедником прежде гонимого им учения. На время он отправился в Аравию, а затем снова
вернулся в Дамаск для проповеди о Христе. Ярость иудеев, возмущенных его обращением ко Христу, заставила его бежать в Иерусалим
(см. Деян. 9, 23) в 38 году по Р.Х., где он присоединился к обществу верующих и познакомился с апостолами. Из-за покушения
эллинистов убить его он отправился в свой родной город Таре. Отсюда около 43 года он был вызван Варнавой в Антиохию для
проповеди и потом путешествовал вместе с ним в Иерусалим, куда привез помощь нуждающимся (см. Деян. 11, 30).
Вскоре после
возвращения из Иерусалима – по повелению Духа Святого – Савл вместе с Варнавой отправился в свое первое апостольское
путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, и с этого времени Савл, обративший к вере
проконсула Сергия Павла, именуется уже Павлом. За время этого миссионерского путешествия Павла и Варнавы были основаны
христианские общины в малоазийских городах Антиохии Писидийской, Иконии, Листре и Дервии (малоазийские города). В 51 году
апостол Павел принял участие в апостольском Соборе в Иерусалиме, где горячо восставал против необходимости для христиан из
язычников соблюдения обрядов Моисеева Закона. Вернувшись в Антиохию, Павел в сопровождении апостола Силы предпринял второе
апостольское путешествие. Сначала он посетил ранее основанные им Церкви в Малой Азии, а затем перешел в Македонию, где основал
общины в Филиппах, Солуни и Верии. В Листре Павел приобрел любимого ученика своего Тимофея, а от Троады продолжал
путешествие с присоединившимся к ним апостолом Лукой. Из Македонии Павел перешел в Грецию, где проповедовал в Афинах и
Коринфе, задержавшись в последнем полтора года. Отсюда он послал два послания к Фессалоникийцам. Второе путешествие длилось с
51 по 54 год. В 55 году Павел отправился во Иерусалим, посетив по пути Ефес и Кесарию, а из Иерусалима прибыл в Антиохию (см.
Деян. 17 и 18 гл.). После недолгого пребывания в Антиохии Павел предпринял третье апостольское путешествие (56-58 гг.), посетив
сначала, по своему обычаю, ранее основанные Малоазийские Церкви, а затем остановился в Ефесе, где в продолжении двух лет
ежедневно занимался проповедью в училище некоего Тиранна. Отсюда он написал свое послание к Галатам (по поводу усиления партии
иудействующих) и Первое Послание к Коринфянам (по поводу возникших беспорядков и в ответ на письмо Коринфян). Народное
восстание, поднятое против Павла серебряных дел мастером Димитрием, заставило апостола оставить Ефес, и он отправился в
Македонию (см. Деян. 19 гл.). На пути он получил от Тита известие о состоянии Коринфской Церкви и о благоприятном действии его
послания. Поэтому он послал с Титом из Македонии Второе Послание к Коринфянам. Вскоре он и сам прибыл в Коринф, откуда написал
Послание к Римлянам, намереваясь после Иерусалима отправиться в Рим и дальше на запад. Попрощавшись в Мелите с ефесскими
пресвитерами, он прибыл в Иерусалим, где из-за возникшего против него народного мятежа был взят под стражу римскими властями и
оказался в заточении сначала при проконсуле Феликсе, а потом при сменившем его проконсуле Фесте. Это случилось в 59 году, а в 61
году Павел, как римский гражданин, по его желанию был отправлен в Рим на суд кесаря. Потерпев кораблекрушение у о. Мальты,
апостол только летом 62 года достиг Рима, где пользовался большим снисхождением римских властей и свободно проповедовал. Этим и
оканчивается повествование о его жизни, имеющееся в Книге Деяний Апостольских (Деян. 27 и 28 гл.). Из Рима Павел написал свои
Послания к Филиппийцам (с благодарностью за присланное ему с Епафродитом денежное пособие), к Колоссянам, к Ефесянам и к
Филимону, жителю Колосс (по поводу бежавшего от него раба Онисима). Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с
Тихиком. Из Рима же в 64 году написано и послание к палестинским Евреям. Дальнейшая судьба апостола Павла в точности неизвестна.
Некоторые считают, что он оставался в Риме и по повелению Нерона был предан мученической смерти в 64 году. Но есть основания
предполагать, что после двухлетнего заключения Павлу была дана свобода и он предпринял четвертое миссионерское путешествие, на
которое указывают его так называемые «пастырские послания» – к Тимофею и Титу. После защиты своего дела перед сенатом и
императором Павел был освобожден от уз и снова путешествовал на Востоке. Пробыв долгое время на острове Крите, он оставил там
своего ученика Тита для рукоположения пресвитеров по всем городам (см. Тит. 1, 5), что свидетельствует о рукоположении им Тита во
епископа Критской Церкви. Позже в своем послании к Титу апостол Павел наставляет его, как проходить обязанности епископа. Из этого
же послания видно, что он предполагал провести зиму 64 года в Никополе (см. Тит. 3, 12), вблизи родного Тарса. Весной 65 года он
посетил остальные Малоазийские Церкви и в Милете оставил больного Трофима, из-за которого произошло возмущение против апостола
в Иерусалиме, повлекшее за собой его первые узы (см. 2 Тим. 4, 20). Проходил ли Павел через Ефес, неизвестно, так как он говорил, что
пресвитеры ефесские уже не увидят его лица (см. Деян. 20, 25), но он, по-видимому, в это время рукоположил Тимофея во епископа для
Ефеса. Далее апостол проходил через Троаду, где у некоего Карпа оставил свою фелонь (богослужебная верхняя одежда) и книги
(вероятно, тоже богослужебные, см. 2 Тим. 4, 13), и потом отправился в Македонию. Там он услышал об усилении лжеучений в Ефесе и
написал свое Первое Послание к Тимофею. Пробыв некоторое время в Коринфе (см. 2 Тим. 4, 20) и встретившись на пути с апостолом
Петром, Павел вместе с ним продолжал путь через Далматик» (см. 2 Тим. 4, 10) и Италию, дошел до Рима, где оставил апостола Петра, а
сам уже в 66 году отправился далее на запад, дойдя, вероятно, до Испании. После возвращения в Рим он был снова заключен в узы
(второй раз), в которых и находился до смерти. Есть предание, что по возвращении в Рим он проповедовал даже при дворе императора
Нерона и обратил к вере во Христа его любимую наложницу. За это он был предан суду. И хотя милостью Божией избавлен был, по
собственному выражению, от львиных челюстей, то есть от съедения зверями в цирке (см. 1 Тим. 4, 16–17), однако был заключен в узы.
Из этих вторых уз он написал в Ефес Второе Послание к Тимофею, приглашая его в Рим, в предчувствии своей близкой смерти на
последнее свидание. Предание не говорит, успел ли Тимофей застать в живых своего учителя, но оно рассказывает, что сам апостол уже
недолго ждал своего мученического венца. После девятимесячного заключения он был усечен мечом, как римский гражданин, недалеко
от Рима. Это было в 67 году по Р.Х., в 12 год царствования Нерона.
При общем взгляде на жизнь апостола Павла видно, что она резко делится на две половины. До своего обращения ко Христу Павел,
тогда Савл, был строгим фарисеем, исполнителем Закона Моисеева и отеческих преданий, думавшим оправдаться делами Закона и
ревностью к вере отцов, доходившей до фанатизма. После своего обращения он стал апостолом Христовым, всецело преданным делу
евангельского благовестил, счастливым в своем призвании, но сознающим свое собственное бессилие при исполнении этого высокого
служения и приписывающим все свои дела и заслуги благодати Божией. Вся жизнь апостола до обращения, по глубокому его убеждению,
была заблуждением, грехом и вела его не к оправданию, а к осуждению, и только благодать Божия извлекла его из этого губительного
заблуждения. С этого времени Павел старается лишь быть достойным этой благодати Божией и не уклоняться от своего призвания.
Поэтому нет и не может быть речи о каких бы то ни было заслугах – все дело Божие. Будучи полным отражением жизни апостола, все
учение Павла, раскрытое в его посланиях, проводит именно эту основную мысль: человек оправдывается верою, независимо от дел
Закона (см. Рим. 3, 28). Но отсюда нельзя вывести заключение, будто апостол Павел отрицает всякое значение добрых дел (см., напр.,
Гал. 6, 4; Еф. 2, 10; 1 Тим. 2, 10 и др.). Под «делами закона» в его посланиях разумеются не «добрые дела» вообще, а обрядовые дела
Закона Моисеева. Надо помнить, что апостолу Павлу во время его миссионерской деятельности пришлось вынести упорную борьбу с
противодействием иудеев и иудействующих христиан. Многие из иудеев и по принятии христианства держались взгляда, что и для
христиан необходимо тщательное исполнение всех обрядовых предписаний Моисеева Закона. Они обольщали себя гордой мыслью, что
Христос пришел на землю для спасения только иудеев, а потому язычники, желающие спастись, должны принять обрезание и исполнять
все иудейские обряды. Это заблуждение так сильно мешало распространению христианства среди язычников, что апостолы должны были
созвать в 51 году в Иерусалиме Собор, который отменил обязательность обрядовых постановлений Закона Моисеева для христиан. Но и
после этого Собора многие иудействующие христиане продолжали упорно держаться своего прежнего взгляда и впоследствии совсем
отделились от Церкви, составив свое еретическое общество. Эти еретики, противодействуя лично апостолу Павлу, вносили смуту в
церковную жизнь, пользуясь отсутствием Павла в той или другой Церкви. Поэтому Павел в своих посланиях и принужден был постоянно
подчеркивать, что Христос – Спаситель всего человечества, – как иудеев, так и язычников, и что спасается человек не выполнением
обрядовых дел закона, а только верою во Христа. К сожалению, эта мысль апостола Павла была извращена Лютером и его
последователями протестантами в том смысле, будто апостол Павел вообще отрицает значение всяких добрых дел для спасения. Если это
было бы так, тогда не говорил бы Павел в Первом послании к Коринфянам в 13 главе, что если я имею всю веру, так что могу и горы
переставлять, а любви не имею, то я – ничто, ибо любовь как раз и проявляет себя в добрых делах.
Перечень посланий апостола Павла
На основании достоверных свидетельств общий голос Церкви присваивает апостолу Павлу авторство четырнадцати посланий,
которые помещаются в Библии в следующем порядке:
1. Послание к Римлянам.
2. Первое Послание к Коринфянам.
3. Второе Послание к Коринфянам.
4. Послание к Галатам.
5. Послание к Ефесянам.
6. Послание к Филиппийцам.
7. Послание к Колоссянам.
8. Первое Послание к Фессалоникийцам (к Солунянам).
9. Второе Послание к Фессалоникийцам (к Солунянам).
10. Первое Послание к Тимофею.
11. Второе Послание к Тимофею.
12. Послание к Титу.
13.Послание к Филимону.
14. Послание к Евреям.
Порядок этот не хронологический. Это размещение сделано, как легко приметить, по важности и обширности самих посланий и по
сравнительному значению Церквей и лиц, к которым послания адресованы. За посланиями к семи Церквам следует послание к трем
лицам, а послание к Евреям поставлено позади всех, потому что подлинность его признана позже всего. Послания апостола Павла
обыкновенно делятся на две неравные группы: 1) Послания общехристианские и 2) Послания пастырские. К этим последним относятся
два Послания к Тимофею и Послание к Титу, потому что в них указываются основы и правила доброго пастырствования. Некоторые
места в посланиях Павла, как, например, 1 Кор. 5, 9; Кол. 4, 16, – давали повод думать, что существовали еще другие Павловы послания,
до нас не дошедшие. Приписываемая апостолу Павлу переписка с неизвестным философом Сенекой, братом упоминаемого в Деяниях
проконсула Галлиона (см. Деян. 18, 12), не заслужила признания своей подлинности.
Обзор учения апостола Павла
Послания Павла имеют в составе Нового Завета великое значение, ибо в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и
разъяснение истин евангельского учения. Кроме отдельных, особо любимых апостолом Павлом, истин Христовой веры, как, например: о
значении ветхозаветного Закона по отношению к Новому Завету, о растлении и порче человеческой природы и о единственном средстве
оправдания пред Богом через веру во Иисуса Христа, – нет, можно сказать, ни одного частного пункта во всей христианской догматике,
который бы не находил своего обоснования и подкрепления в Павловых посланиях. Большая часть посланий построена по одному и тому
же плану. Начинаются они приветствием к читателям и благодарностью Богу за Его промыслительные действия о том месте, куда
адресовано послание. Далее послание обыкновенно делится на две части – догматическую (вероучительную) и нравственную. В
заключение апостол касается частных дел, делает поручения, говорит о своем личном положении, выражает свои добрые пожелания и
посылает приветствия мира и любви. Его язык живой и яркий, напоминает язык ветхозаветных пророков и свидетельствует о глубоком
знании ветхозаветного Писания.
Итак, послания апостола Павла являются богатейшим источником духовной мудрости и вдохновения. Нет, кажется, такой
религиозной истины, которая бы не была освещена и разъяснена в его творениях. Причем эти истины изложены апостолом не как
отвлеченные богословские понятия, но как факты веры, воодушевляющие человека к праведной жизни. Откликаясь на конкретные
проблемы, с которыми сталкивались христиане I века, послания апостола Павла служат ценным дополнением к Евангелиям. Они
разъясняют, как на деле преодолевать неизбежные в жизни испытания, как осуществлять высокие христианские идеалы, в чем состоит
суть христианского подвига. Они живым языком описывают быт и подвиги первых христиан, становление христианских общин, дают
цельный облик Церкви Христовой апостольского времени. Послания апостола Павла не менее ценны и своими автобиографическими
заметками. Из них видно, как применял апостол в своей личной жизни высокие христианские принципы, которые проповедовал, что
содействовало его духовному росту, что помогало его миссионерской деятельности, где он черпал духовные силы. Успеху
миссионерской деятельности апостола способствовало его умение все свои великие таланты, душевные и физические силы
сконцентрировать на одной цели – на служении Христу – и полное предание себя водительству благодати Христовой, которая давала ему
воодушевление и силы для преодоления всех внешних препятствий и собственных немощей. Благодать Божия помогла ему обратить ко
Христу значительную часть Римской империи. По молитвам апостола Павла да вразумит и помилует нас Господь!
Суммируя содержание Книги Деяний и апостольских посланий, как Соборных, так и апостола Павла, надо сказать, что все они
настойчиво убеждают христиан пребывать в духовном единстве с благодатным обществом, основанным Спасителем и именуемым
Церковью. Путь к спасению открыт для всех верующих воплотившимся Сыном Божиим, Господом Иисусом Христом, пролившим Свою
пречистую кровь для искупления людских грехов и давшим Церкви Духа Утешителя. Человеку, чтобы спастись, необходимо идти по
пути, указанному Христом. При этом он идет не в одиночку, но совместно с другими спасающимися и пользуется помощью благодатного
общества, получая нужное руководство от его пастырей. Главными свойствами общества спасаемых являются: а) новая жизнь,
получаемая ими в общении с Богом, через Господа Иисуса Христа; б) пребывание в духовном свете – т.е. в чистоте евангельской истины
и во взаимной любви. Вне Церкви – мрак заблуждения, греха и ненависти. Это область, в которой господствует дьявол, князь мира сего.
Живя благодатной жизнью Церкви, христианин духовно растет, совершенствуется и за свои подвиги веры, терпения, за свои добрые дела
удостаивается вечной жизни.