Святитель ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
(1296 - 1359)
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого
нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога. Отец святого Григория стал
крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании
осиротевшего мальчика. Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все
предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя
государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20-ти лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по
другим сведениям, в 1318 г.) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного
Никодима Ватопедского, принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист
Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.
После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством
старца Никифора, а после кончины последнего перешел в лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой,
а затем стал церковным певцом. Но через три года, стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он
поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной
духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих
пустынников IV века Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского. После того, как в XI веке в трудах Симеона
Нового Богослова подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими
подвижниками.
Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч.
"покой", "молчание"), а сами практикующие его стали называться исихастами. За время пребывания в Глоссии будущий
святитель полностью проникся духом исихазма и принял его для себя как основу жизни. В 1326 году из-за угрозы нападения
турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.
Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в
безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал богослужение и произносил
проповеди. Его поучения часто вызывали у предстоящих в храме умиление и слезы. Однако полная отрешенность от
общественной жизни святителю была несвойственна. Иногда он посещал богословские собрания городской образованной
молодежи во главе с будущим патриархом Исидором. Возвращаясь как-то из Константинополя, он обнаружил близ Солуни
местечко Верии, удобное для уединенной жизни. Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-отшельников и руководил
ею в течение 5-ти лет. В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ лавры
преподобного Афанасия. В 1333 году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы.
В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до
конца жизни.
А между тем в 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя
Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.
Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Автор трактатов по логике и
астрономии, умелый и остроумный оратор, он получил кафедру в столичном университете и стал толковать сочинения
Дионисия Ареопагита, апофатическое богословие которого было признано в равной мере и Восточной и Западной Церквами.
Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о
непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Путешествуя с Афона в Солунь, оттуда в
Константинополь и затем снова в Солунь, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался доказать тварность Фаворского
света; при этом он не стеснялся поднимать на смех рассказы иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях.
Святитель Григорий, по просьбе афонских монахов, обратился сначала с устными увещаниями. Но видя
безуспешность подобных попыток, он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились "Триады в защиту святых
исихастов" (1338 г.). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама
- так называемый "Святогорский томос". На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии произошел спор
святителя Григория Паламы с Варлаамом, сосредоточившийся на природе Фаворского света. 27 мая 1341 года Собор принял
положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей сущности, являет Себя в энергиях, которые
обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение
Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
Но споры между паламитами и варлаамитами были далеко не закончены. К числу вторых принадлежали ученик
Варлаама, болгарский монах Акиндин и патриарх Иоанн XIV Калека; к ним склонялся и Андроник III Палеолог. Акиндин
выступил с рядом трактатов, в которых объявлял святителя Григория и афонских монахов виновниками церковных смут.
Святитель написал подробное опровержение домыслов Акиндина. Тогда патриарх отлучил святителя от Церкви (1344г.) и
подверг темничному заключению, которое продолжалось три года. В 1347 году, когда Иоанна XIV на патриаршем престоле
сменил Исидор святитель Григорий Палама был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году
Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория
не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в
руки турок. Святителя Григория в течение года продавали в различных городах как пленника, но и тогда он неутомимо
продолжал проповедь христианской веры.
Лишь за три года до кончины вернулся он в Солунь. Накануне его преставления ему явился в видении
святитель Иоанн Златоуст. Со словами "В горняя! в горняя!" святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14,
ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при патриархе Филофее, который написал
житие и службу святителю.