Святитель ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ
(ок.330-390)

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, родился в христианской семье знатного рода в 329 году в Арианзе (недалеко от города Назианза Каппадокийского). Отец его, также святитель Григорий, был епископом Назианским. Мать, святая Нонна, молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу. Святой Григорий получил самое полное и разностороннее образование: после домашних занятий с дядей Амфилохием, опытным преподавателем риторики, он учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской, Александрии. Затем для завершения образования будущий святитель отправился в Афины. Шесть лет провел святитель в Афинах, изучая там риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Вместе со святым Григорием учился святой Василий, будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской. Дружба, заложенная еще в школе Кесарии, выросла в глубокие духовные узы.
По завершении образования святой Григорий оставался некоторое время в Афинах и преподавал красноречие. В 358 году святой Григорий тайно покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз. Здесь он, почти в 30-летнем возрасте, принял от своего отца святое Крещение. По приглашению святого Василия он удалился в пустыню, чтобы подвизаться рядом с ним. Но по требованию отца святой Григорий в 361 году вернулся в Назианз и принял сан пресвитера. Однако, чувствуя, что для него неизмеримо ближе уединение и безмолвная молитва, чем пастырская деятельность, святой Григорий снова поспешил в пустыню к святому Василию. Там, в уединении, он укрепился духом, нашел силы вернуться к пастве и с честью исполнять свой долг.
В 378 году Антиохийский Собор пригласил святителя Григория помочь Константинопольской Церкви, которая в то время более чем какая-либо другая была опустошена еретиками. Получив согласие святителя Василия Великого, святитель Григорий прибыл в Константинополь на Патриарший престол. В 379 году он начал служить и проповедовать в небольшой домовой церкви своих родственников.
Последние годы жизни Григорий посвятил литературным трудам и оставил после себя не очень обширное, но разнообразное наследие. Для изучения христианизации труды Григория играют особую роль в связи с тем, что он высоко ставил человеческий разум и светскую образованность, а христианскую мудрость считал прямой наследницей языческой мудрости.
Основную часть наследия Григория составляют гомилии, речи и проповеди, общим числом 45, причем большинство из них относятся к периоду патриаршества Богослова. Многие из них считаются образцами христианского красноречия, хотя как исторический источник наибольший интерес представляют надгробные речи, в частности похвала Василию Великому (слово 43). Также интерес представляют речи против Юлиана Отступника, написанные после смерти императора, и "Слово по поводу бегства в Понт" (Слово 3), обработанное позже в трактат о пастырском служении.
Другой разряд творений Григория составляют поэтические произведения, среди которых издатели нового времени выделили блок исторических поэм, представляющих определенный интерес как источник, хотя и весьма специфический. Как и у других рассматриваемых нами авторов особое значение как исторический источник имеют письма Григория числом 243, которые составлены по правилам риторики и из которых исторический интерес представляют письма к Василию, Нектарию Константинопольскому и против Аполлинария.

Об авторах книг