По завершении образования святой Григорий оставался некоторое время в Афинах и преподавал красноречие.
В 358 году святой Григорий тайно покинул Афины и вернулся к родителям в Назианз. Здесь он, почти в 30-летнем возрасте,
принял от своего отца святое Крещение. По приглашению святого Василия он удалился в пустыню, чтобы подвизаться рядом с
ним. Но по требованию отца святой Григорий в 361 году вернулся в Назианз и принял сан пресвитера. Однако, чувствуя,
что для него неизмеримо ближе уединение и безмолвная молитва, чем пастырская деятельность, святой Григорий снова
поспешил в пустыню к святому Василию. Там, в уединении, он укрепился духом, нашел силы вернуться к пастве и с честью
исполнять свой долг.
В 378 году Антиохийский Собор пригласил святителя
Григория помочь Константинопольской Церкви, которая в то время более чем какая-либо другая была опустошена еретиками.
Получив согласие святителя Василия Великого, святитель Григорий прибыл в Константинополь на Патриарший престол.
В 379 году он начал служить и проповедовать в небольшой домовой церкви своих родственников.
Последние годы жизни Григорий посвятил литературным трудам и
оставил после себя не очень обширное, но разнообразное наследие. Для изучения
христианизации труды Григория играют особую роль в связи с тем, что он высоко
ставил человеческий разум и светскую образованность, а христианскую мудрость
считал прямой наследницей языческой мудрости.
Основную часть наследия Григория составляют гомилии, речи и
проповеди, общим числом 45, причем большинство из них относятся к периоду
патриаршества Богослова. Многие из них считаются образцами христианского красноречия,
хотя как исторический источник наибольший интерес представляют надгробные речи,
в частности похвала Василию Великому (слово 43). Также интерес представляют речи
против Юлиана Отступника, написанные после смерти императора, и "Слово по поводу
бегства в Понт" (Слово 3), обработанное позже в трактат о пастырском служении.
Другой разряд творений Григория составляют поэтические произведения,
среди которых издатели нового времени выделили блок исторических поэм, представляющих
определенный интерес как источник, хотя и весьма специфический. Как и у других
рассматриваемых нами авторов особое значение как исторический источник имеют письма
Григория числом 243, которые составлены по правилам риторики и из которых исторический
интерес представляют письма к Василию, Нектарию Константинопольскому и против Аполлинария.